logo
Иванова 1 часть

Тема 6. Структура содержания обучения иноязычному общению 59

Схема 7 Языковые знания и навыки лексические грамматические произносительные

продуктивные рецептивные продуктивные рецептивные

Например, для использования слова в собственной речи необходимо: 1) сочетать слово с другими словами; 2) с ситуацией общения; 3) образовать грамматические формы.

Для понимания слова в тексте важно: 1) опознать слово; 2) отличить его от сходных единиц; 3) идентифи­цировать со значением в соответствии с контекстом, т. е. в каждом случае требуются различные навыки.

Обязательным условием успешного изучения ино­странных языков является умение пользоваться учебни­ком и другими компонентами учебно-методического комплекта, а также словарями и справочниками, схема­ми, таблицами, памятками, техническими средствами обучения. Осознание этого факта и определило необхо­димость выделить еще один компонент в содержании обучения — методологический, который понимается как «обучение рациональным приемам учения, познания но­вого языка, формирование навыков и умений пользо­ваться им в целях устного и письменного общения» (Г. В. Рогова, И. Н. Верещагина). А. А. Миролюбов в своих работах предлагает данный компонент в содержа­нии обучения иностранным языкам называть дидактиче­ским. Это связано с тем, что этот компонент позволяет правильно и рационально организовать сам процесс обу­чения иностранному языку.

В настоящее время под конечной (стратегической) целью обучения понимают формирование у обучаемых готовности и способности к межкультурному общению на изучаемом языке. В соответствии с этим требованием в состав содержания обучения включают следующие компоненты: а) средства общения (фонетические, лекси­ческие, грамматические, страноведческие, лингвострано-

60 Часть I. Теоретические основы методики обучения...

ведческие); б) знания правил пользования этими средст вами в процессе общения; в) навыки и умения, форми руемые в ходе обучения и обеспечивающие возможност пользоваться языком как средством общения; г) сферы, темы, ситуации общения, в пределах которых содержа­ние обучения может быть реализовано; д) культура, об­разующая материальную основу содержания обучения (А. Н. Щукин).

В последние годы в состав содержания обучения включаются: а) чувства и эмоции, производимыми рече-мыслительными действиями, их предметным содержани­ем; б) опыт осуществления эмоционально-ценностных отношений в форме личностных ориентации; в) опыт творческой деятельности - умение принимать нестан­дартные решения в проблемных ситуациях.

Представляется плодотворной идея выделения из дидактической категории «содержания обучения» мето­дической категории «содержания учебного предмета», предложенная И. Л. Бим. В содержание учебного пред­мета автор включает отбор, организацию, структуру учебного материала, типы упражнений, а в содержание процесса обучения данному учебному предмету — сис­тему взаимодействия учителя и учащихся, продуктом ко­торого является формирование знаний, навыков и уме­ний. И. Л. Бим справедливо замечает, что содержание учебного предмета «иностранный язык» так же, как и це­ли, складываются исторически под влиянием потребно­стей общества. Они зависят от уровня развития системы общего образования и целого ряда других факторов.

Литература для дополнительной работы по данной теме

1. Бим И. Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе.—2001. —№4.

2. Бим И. Л. Цели обучения иностранному языку в рамках ба­зового курса//Иностранные языки в школе. — 1996. —№ 1.

3. Бим И. Л., Миролюбов А. А. К проблеме уровня обученнос-ти иностранным языкам выпускников полной средней шко­лы // Иностранные языки в школе. — 1998. — № 4.