logo
Иванова 1 часть

Тема 7. Учебно-речевые ситуации (урс) в обучении иностранным языкам

Обучение иностранным языкам в средней школе — это обучение общению при помощи иностранного языка. Успешность обучения иноязычному общению во многом зависит от того, в какой мере содержание и методы обу­чения соответствуют особенностям естественного обще­ния, важнейшей характеристикой которого является его социальная сущность.

По мнению И. А. Зимней, общение — это «форма взаимодействия людей в процессе реализации их обще­ственно-коммуникативной деятельности».

Исследования В. Л. Скалкина показали, что устное общение обычно осуществляется в одной из восьми сфер, каждая из которых характеризуется однотипностью речевого побуждения участника общения, отношений между говорящими и обстановкой общения.

Типичными для учащихся сферами общения, кото­рые отражают предметную сторону содержания обуче­ния иностранным языкам в средней школе, являются: а) игровая (на начальном этапе она основная); б) учеб­но-трудовая; в) семейно-бытовая; г) социально-куль­турная; д) общественно-политическая; е) профессио­нальная.

Каждая сфера объединяет обширную номенклатуру типичных коммуникативных ситуаций.

Под коммуникативной (речевой) ситуацией понима­ется «совокупность речевых и неречевых условий, зада­ваемых нами учащимся, необходимых и достаточных для того, чтобы учащийся правильно осуществлял речевое действие в соответствии с намеченной нами коммуника­тивной задачей» (А. А. Леонтьев).

62 Часть I. Теоретические основы методики обучения...

Е. И. Пассов определяет ситуацию как «динамиче­скую систему взаимоотношений двух (и более) субъек­тов, отраженную в их сознании, порождающую потреб­ность к целенаправленной деятельности в решении рече-мыслительных задач и питающая эту деятельность».

Представленная на уроке речевая ситуация является учебно-речевой, в рамках которой строится обучение иноязычно-речевой деятельности.

Структура учебно-речевой ситуации была обоснова­на в свое время В. Л. Скалкиным, который предложил выделить следующие ее компоненты: а) условия ситуа­ции; б) речевая ситуация (высказывание).

В составе условий выделяют: описание ситуации, речевой стимул, задание.

М. Л. Вайсбурд в своей работе «Использование учеб­но-речевых ситуаций при обучении устной речи на ино­странном языке» тоже рассматривает компоненты речевой ситуации. К их числу она относит: а) мотивационно-це-левые компоненты речевой ситуации; б) общий контекст деятельности; в) компоненты речевой ситуации, характери­зующие субъектов речевого акта; г) обстоятельства дейст­вительности (обстановка), в которой осуществляется комму­никация; д) тема (предмет) сообщения. Все эти компоненты определяют содержание и форму речевого сообщения.

Учебно-речевая ситуация как методическая катего­рия имеет самые разнообразные функции. Ситуации мо­гут выступать и как компонент содержания, и как прием обучения на разных этапах формирования речевых дей­ствий. Они могут служить орудием управления учебной деятельностью ученика и средством организации работы учителя, содействовать решению практических, образо­вательных и воспитательных задач.

Учебно-речевые ситуации как компонент содержа­ния позволяют отобрать и организовывать определенным образом языковой и речевой материал.

Учебно-речевые ситуации как прием обучения по­зволяют планировать процесс формирования речевых навыков и умений. Они позволяют осуществлять кон­троль за процессом формирования навыков и умений.

Ситуации должны программировать в определенной мере речевое высказывание учащихся: определять струк-