logo
Иванова 1 часть

Тема 4. Принципы обучения иностранным языкам

31

действий, совершаемых ребенком под руководством учи­теля в процессе овладения знаниями.

Необходимо уточнить и дифференцировать, исходя из особенностей овладения иностранным языком, роль наглядности в процессе обучения данному предмету. На­глядность, по мнению Б. В. Беляева, может использо­ваться с различными целями: а) как прием семантизации иноязычных слов; б) как прием, способствующий луч­шему запоминанию языкового материала; в) как прием более доступного объяснения отвлеченных теоретиче­ских положений, т. е. языковых правил; г) как прием си­туативной иллюстрации иноязычно-речевого материала.

При семантизации иноязычных слов, когда понятия двух языков совпадают не полностью, лучшие результа­ты запоминания и дальнейшего употребления этих слов в речи дает демонстрация нескольких картинок или пред­метов по сравнению с показом одной картинки.

Лучшее запоминание и сохранение в памяти ино­язычных слов при одновременном восприятии предметов или их изображений подтверждается современными пси­хологическими исследованиями.

При усвоении теоретических знаний о языке и его закономерностей нет никакой необходимости доказывать целесообразность применения различных схем, таблиц, диаграмм и т. д. Здесь нет каких-либо различий в усвое­нии знаний по любому школьному предмету. Указанный вид наглядных пособий предназначается для облегчения восприятия и понимания теоретического языкового ма­териала.

Использование наглядности как ситуативной иллю­страции к иноязычно-речевому материалу ускоряет про­цесс образования прочных и непосредственных связей между новыми словами иностранного языка и соответст­вующими понятиями, образами предметов и явлений. Кроме того, наличие ситуативной наглядности облегчает как понимание, так и говорение на иностранном языке: учащимся приходится .тумать только над языковым оформлением.

При изучении иностранного языка учащиеся овладе­вают ситуативной речью гораздо позднее, чем контекст­ной речью. Это связано с тем, что отсутствуют «языковая

32