logo
Иванова 1 часть

Часть I. Теоретические основы методики обучения...

научения в их неразрывной связи с природой языка и природой общения как социального феномена, детерми­нирующего деятельностную сущность речевых произве­дений, в основе которых лежат механизмы социального взаимодействия индивидов».

Лингводидактика выступает в этом контексте в каче­стве методологического аспекта теории обучения. Она призвана разрабатывать основы методологии обучения иностранным языкам применительно к различным иско­мым результатам данного процесса (Н. Д. Гальскова).

Лингводидактика формулирует общие закономерно­сти, которые касаются функционирования механизмов способности человека к иностранному языку, к общению на нем и способов их формирования. Не случайно мно­гие ученые считают лингводидактику общей теорией ов­ладения и владения языком. Методика обучения ино­странным языкам берет на вооружение лингводидакти-ческие закономерности, «препарирует» их с точки зрения педагогических законов и реализует их в конкретных учебниках, системах упражнений, средствах обучения, в учебном процессе.

В последнее время в работах зарубежных авторов высказывается мнение о замене термина «методика» на термин «дидактика языка». В их понимании методика — это наука, которая разрабатывает системы обучающих действий, то есть технологию обучения. Технология обучения направлена на приобщение обучаемых к со­держанию учебного предмета в конкретных условиях обучения. Дидактика иностранного языка, со своей сто­роны, является научной областью, занимающейся про­блемами обоснования целей, отбора и организации со­держания обучения, разработкой средств обучения.

Лингводидактика на современном этапе выдвигает в качестве центральной категории концепт «вторичная язы­ковая личность». «Вторичная языковая личность» пони­мается как совокупность способностей (готовности) че­ловека к иноязычному общению на межкультурном уров­не, под которым понимается адекватное взаимодействие с представителями других культур» (Н. Д. Гальскова). Данная совокупность способностей (готовности) является и целью, и результатом овладения иностранным языком.

/. Методика обучения иностранным языкам как наука

15

Таким образом, лингводидактика дает описание мо­кни вторичной языковой личности. Данная научная дисциплина описывает уровни, механизмы, условия функционирования и формирования языковой личности. (>11л указывает на факторы, которые определяют полноту мин неполноту владения языком, обосновывает основ­ные закономерности овладения иностранным языком в учебных целях. А методика обучения иностранным тыкам, в свою очередь, нацелена в данном контексте на научное обоснование различных моделей формирования вторичной языковой личности. Предметом интересов ме­тодики является вторичная языковая личность как цель обучения, а также процесс «передачи» и развития спо­собности к речевому общению на изучаемом языке.

На современном этапе развития методической науки используется антропологический подход, в соответствии с которым все внимание исследователей концентрирует­ся на роли и значении человеческого фактора в процессе обучения иностранным языкам. В качестве такого факто­ра в новой научной парадигме выступает как раз вторич­ная языковая личность.

Литература для дополнительной работы по данной теме

1. Бердичевский А. Я. Языковая политика и методика препо­давания иностранных языков в странах Европы // Ино­странные языки в школе. — 2002. — № 5.

2. Бим И. Л. Методика обучения ИЯ как наука и проблемы школьного учебника. М.: Русский язык, 1977.

3. Гальскова Н. Д. И лингводидактика и методика обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. — 1997. —№ 5,6.

4. Миньяр-Белоручев Р, К. Методика или лингводидактика // Иностранные языки в школе. — 1996. — № 1.

5. Сафонова В. В. Культурно-языковая экспансия и ее прояв­ления в языковой политике и образовании // Иностранные языки в школе. — 2002. — № 3.

16