Часть I. Теоретические основы методики обучения...
научения в их неразрывной связи с природой языка и природой общения как социального феномена, детерминирующего деятельностную сущность речевых произведений, в основе которых лежат механизмы социального взаимодействия индивидов».
Лингводидактика выступает в этом контексте в качестве методологического аспекта теории обучения. Она призвана разрабатывать основы методологии обучения иностранным языкам применительно к различным искомым результатам данного процесса (Н. Д. Гальскова).
Лингводидактика формулирует общие закономерности, которые касаются функционирования механизмов способности человека к иностранному языку, к общению на нем и способов их формирования. Не случайно многие ученые считают лингводидактику общей теорией овладения и владения языком. Методика обучения иностранным языкам берет на вооружение лингводидакти-ческие закономерности, «препарирует» их с точки зрения педагогических законов и реализует их в конкретных учебниках, системах упражнений, средствах обучения, в учебном процессе.
В последнее время в работах зарубежных авторов высказывается мнение о замене термина «методика» на термин «дидактика языка». В их понимании методика — это наука, которая разрабатывает системы обучающих действий, то есть технологию обучения. Технология обучения направлена на приобщение обучаемых к содержанию учебного предмета в конкретных условиях обучения. Дидактика иностранного языка, со своей стороны, является научной областью, занимающейся проблемами обоснования целей, отбора и организации содержания обучения, разработкой средств обучения.
Лингводидактика на современном этапе выдвигает в качестве центральной категории концепт «вторичная языковая личность». «Вторичная языковая личность» понимается как совокупность способностей (готовности) человека к иноязычному общению на межкультурном уровне, под которым понимается адекватное взаимодействие с представителями других культур» (Н. Д. Гальскова). Данная совокупность способностей (готовности) является и целью, и результатом овладения иностранным языком.
/. Методика обучения иностранным языкам как наука
15
Таким образом, лингводидактика дает описание мокни вторичной языковой личности. Данная научная дисциплина описывает уровни, механизмы, условия функционирования и формирования языковой личности. (>11л указывает на факторы, которые определяют полноту мин неполноту владения языком, обосновывает основные закономерности овладения иностранным языком в учебных целях. А методика обучения иностранным тыкам, в свою очередь, нацелена в данном контексте на научное обоснование различных моделей формирования вторичной языковой личности. Предметом интересов методики является вторичная языковая личность как цель обучения, а также процесс «передачи» и развития способности к речевому общению на изучаемом языке.
На современном этапе развития методической науки используется антропологический подход, в соответствии с которым все внимание исследователей концентрируется на роли и значении человеческого фактора в процессе обучения иностранным языкам. В качестве такого фактора в новой научной парадигме выступает как раз вторичная языковая личность.
Литература для дополнительной работы по данной теме
1. Бердичевский А. Я. Языковая политика и методика преподавания иностранных языков в странах Европы // Иностранные языки в школе. — 2002. — № 5.
2. Бим И. Л. Методика обучения ИЯ как наука и проблемы школьного учебника. М.: Русский язык, 1977.
3. Гальскова Н. Д. И лингводидактика и методика обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. — 1997. —№ 5,6.
4. Миньяр-Белоручев Р, К. Методика или лингводидактика // Иностранные языки в школе. — 1996. — № 1.
5. Сафонова В. В. Культурно-языковая экспансия и ее проявления в языковой политике и образовании // Иностранные языки в школе. — 2002. — № 3.
16
- Часть 1
- Тема 1. Методика обучения иностранным языкам как наука. Предмет й методы исследования
- Часть I. Теоретические основы методики обучения...
- Часть I. Теоретические основы методики обучения...
- Часть I. Теоретические основы методики обучения...
- Тема 2. Лингвистические основы обучения иностранным языкам
- Часть I. Теоретические основы методики обучения...
- Часть I. Теоретические основы методики обучения...
- Тема 3. Психологические основы обучения иностранным языкам
- Часть I. Теоретические основы методики обучения...
- Тема 3. Психологические основы обучения иностранным языкам
- Тема 4. Принципы обучения иностранным языкам
- Тема 4. Принципы обучения иностранным языкам 29
- Часть I. Теоретические основы методики обучения...
- Тема 4. Принципы обучения иностранным языкам
- Часть I. Теоретические основы методики обучения...
- Часть I. Теоретические основы методики обучения..
- Часть I. Теоретические основы методики обучения...
- Тема 4. Принципы обучения иностранным языкам
- Часть I. Теоретические основы методики обучения...
- Тема 4. Принципы обучения иностранным языкам 39
- Тема 4. Принципы обучения иностранным языкам 41
- Тема 4. Принципы обучения иностранным языкам
- Часть I. Теоретические основы методики обучения...
- Тема 5. Цели и задачи обучения иностранным языкам
- Тема 5. Цели и задачи обучения иностранным языкам
- Часть I. Теоретические основы методики обучения...
- Тема 5. Цели и задачи обучения иностранным языкам 47
- Часть I. Теоретические основы методики обучения...
- Тема 5. Цели и задачи обучения иностранным языкам 49
- Тема 5. Цели и задачи обучения иностранным языкам 51
- Часть 1. Теоретические основы методики обучения...
- Тема 6. Структура содержания обучения иноязычному общению
- Тема 6:Структура содержания обучения иноязычному общению 57
- Тема 6. Структура содержания обучения иноязычному общению 59
- Тема 7. Учебно-речевые ситуации (урс) в обучении...
- Тема 7. Учебно-речевые ситуации (урс) в обучении иностранным языкам
- Тема 7. Учебно-речевые ситуации (урс) в обучении... 63
- Часть I. Теоретические основы методики обучения...
- Тема 7. Учебно-речевые ситуации (урс) в обучении... 65
- Тема 8. Проблема системы упражнений в методике обучения иностранным языкам
- Тема 8. Проблема системы упражнений в мет
- Тема 8. Проблема системы упражнений в методике обучения... 69
- Тема 8. Проблема системы упражнений в методике обучения... 71
- Тема 8. Проблема системы упражнений в методике обучения...
- Часть I. Теоретические основы методики обучения...
- Тема 9. Средства обучения
- Тема 9. Средства обучения иностранному языку...
- Тема 9. Средства обучения иностранному языку... 79
- Часть I. Теоретические основы методики обучения...
- Тема 9. Средства обучения иностранному языку...
- Часть I. Теоретические основы методики обучения...
- Часть II
- Тема 10. Обучение фонетическим навыкам