logo
Иванова 1 часть

Тема 4. Принципы обучения иностранным языкам

37

вильного выполнения действий (П. Я. Гальперин). Пер­вые два типа ориентиров используются в методике дав­но, а третий тип ориентиров применяется опытными учителями интуитивно.

Принцип комплексной мотивации предусматривает использование разнообразных стимулов, способных под­держивать интерес к языку, умственную активность учащихся на протяжении всего курса обучения ИЯ в школе или вузе.

Частные методические принципы обучения ИЯ

Принцип исключения родного языка. Этот принцип пытались реализовать предшественники сторонников пе­риода Реформы. Представители прямого метода дели­лись на 2 группы в зависимости от степени допущения родного языка в процесс обучения иностранному языку. Представители первой группы полностью исключали родной язык из процесса обучения иностранным языкам. Представители второй группы более умеренных прями-стов допускали некоторое использование родного языка при семантизации ЛЕ, допускался перевод с иностранно­го языка в виде исключения в тех случаях, когда фор­мальные трудности принуждали к этому. Родной язык можно формально исключить из процесса обучения ино­странному языку, но исключить его из процесса усвое­ния и овладения неродным языком невозможно. Уча­щиеся всегда будут прибегать к родному языку в затруд­нительных случаях.

Принцип опоры на родной язык. Этот принцип ис­пользовался при грамматико-переводном и сознательно-сопоставительном методах. Суть этого принципа заклю­чалась в использовании перевода на родной язык в каче­стве основного средства обучения, основного приема семантизации, основного пути понимания иноязычных текстов и основного приема контроля понимания.

Принцип учета родного языка. Этот принцип заклю­чается в сопоставительном анализе строя двух языков (родного и иностранного) для того, чтобы выявить пункты

38