Тема 3. Психологические основы обучения иностранным языкам
Применительно к изучению иностранных языков существует один наиболее распространенный подход к решению проблемы навыков и умений. Считается, что формирование речи идет по трем основным ступеням: первичное умение —► навык —► вторичное умение (С. Л. Рубинштейн). Первичному умению обычно предпосылаются знания.
От языковых знаний, по мнению Б. В. Беляева, возможен непосредственный переход лишь к первичным умениям. Что касается речевых навыков, то они образуются только в результате многократного повторения соответствующего умения. Приведем определение названных понятий.
Первичное умение представляется как действие, которое совершается человеком впервые и с осознанием способа его выполнения. Все внимание направлено на способ выполнения, который сообщен в виде знаний о действии. Предполагается выполнение более или менее частного действия.
Навык определяется как «упрочившийся благодаря упражнениям способ действия» (А. А. Смирнов), как «действие, которое совершается человеком без участия сознания, т. е. автоматически» (Б. В. Беляев).
Вторичное умение — это умение совершать какие-то комплексные действия, основанные уже не на знаниях, а на навыках.
Этой схеме нельзя отказать в логике. Возможно, что именно этим она привлекла так много сторонников. Но иногда «логика вообще» вступает в противоречие с целесообразностью обучения. Предложенный трехэтапный
и<\ш I Психологические основы обучения иностранным языкам 23
н\ и. в принципе возможен. Названная схема была полу-1 п.! в экспериментах по формированию любых других
.....и.мсов, но не речевых. Вряд ли поэтому можно без
\ Щсрба для дела использовать эту схему при формировании речевых навыков, ведь они обладают определенной 1 т-цификой. Среди речевых навыков можно отметить ".тики разного характера. Эта схема недостаточно •ффсктивна. Она не обеспечивает переноса навыков. I ювия, в которых навык формируется, не адекватны \питиям, в которых он должен функционировать. Для I" чп как «вторичного умения» характерно наличие речении задачи. Навык формируется из так называемого пер-1ИЧНОГО умения. У учащегося нет речевой задачи. Все . п> внимание направлено на способ выполнения дейст-иия. Здесь мы видим лишь формальное конструирование предложений без их функций в речи и безотносительно к ситуации. В то время как для речи на иностранном I |ыке характерна ситуативная соотнесенность.
Учащийся может при определенных условиях дос-шгнуть высокой степени автоматизации действия (например, грамматического), но он никогда не дойдет до нужного уровня автоматизации (Б. А. Лапидус). Ученик может сконструировать предложение (иногда довольно быстро), но беспомощен при его использовании в речи. 11авык, сформированный в условиях, принципиально от-минных от условий коммуникации, неспособен к переносу.
Речевые навыки характеризуются следующими параметрами:
1. Автоматизированность. Это качество упоминается всегда. Оно включается и в определения навыка. Чаще нсего навык определяют как «автоматизированный компонент сознательно выполняемой деятельности» (Д. Н. Богоявленский, Н. А. Менчинская).
Понятие автоматизированности очень объемно. В него входят: а) определенная скорость протекания действия; б) целостность и плавность действия, если оно не односоставно; в) экономность, т. е. отсутствие лишних движений; г) низкий уровень напряженности (вспомните, с каким трудом первоклассники выводят буквы и как их пишем мы); д) готовность к включению, легкая возбудимость стереотипа. Все эти компоненты слиты воедино.
24 Часть I. Теоретические основы методики обучения...
2. Устойчивость. Преподавателям иностранного языка хорошо знакомо явление, когда тщательно отработанный звук теряет все свои качества, как только он включается в слово или во фразу. Это же наблюдается и с грамматическим явлением.
Это объясняется тем, что навык хотя и создан, но не подготовлен к столкновению с другими навыками, к взаимодействию с ними. Такой навык недостаточно устойчив.
Процесс формирования такого качества, как «авто-матизированность», можно назвать первичной автоматизацией. Процесс формирования такого качества, как «устойчивость», можно назвать вторичной автоматизацией.
Методически целесообразно предусмотреть случаи взаимодействия навыков, выявить факторы, нарушающие устойчивость, и «провести» навык через эти условия, прежде чем включать его в свободную речь.
3. Гибкость. Без этого качества навык останется «вещью в себе». Он не будет обладать способностью к переносу.
Гибкость можно рассматривать в двух планах: а) способность включаться в новые ситуации; б) способность функционировать на новом речевом материале.
Важно заметить, что гибкость не придается навыку после выработки других качеств, а формируется в процессе создания автоматизированности и устойчивости при использовании упражнений определенного характера и их соответствующей организации.
Навыку свойственны две противоположные тенденции: оставаться стереотипным и быть гибким, подвижным.
4. Сознательность. Некоторые психологи считают, что навык функционирует автоматически, т. е. почти без участия сознания (Б. М. Теплов, Б. В. Беляев). Другие же полагают, что навыки теснейшим образом связаны с сознанием и им обусловлены (П. А. Рудик).
Будучи по природе сознательным, в процессе функционирования навык не выявляет этой сознательности. В момент совершения действия внимание продуцента или реципиента направлено на способы совершения отдельных действий (навыков), а не на цель деятельности. Действия выполняются автоматически, на уровне сознатель-
'•".| I Психологические основы обучения иностранным языкам 25
нон» контроля. Сделав ошибку, мы обращаемся к правилу Н исправляем эту ошибку. Это происходит при условии, и ни и процессе формирования навыка имело место осоз-имиис действия. Следовательно, «сознательность» есть •миМство навыка, внутренне присущее ему. В процессе же 1 пкционирования навык не выявляет своей сознательно-П1 ()н связан с сознанием через подсознание.
11риведем определение С. Л. Рубинштейна: «Навык —
ми есть единство автоматизма и сознательности, фик-
I питанное™ и лабильности, устойчивости и изменчи-
|ц».
Такая природа навыка дала повод некоторым мето-|И1 гам считать, что существуют речевые и языковые на-1ЫКИ (С. Ф. Шатилов). Речевые навыки основаны на ди-н.1мических стереотипах, а языковые — на знании пра-ипп Когда отказывает речевой навык, мы прибегаем к «паковому навыку, т. е. опираемся на правило и конструируем свое действие.
«Языковым навыком» часто называют не какой-то отдельный навык, а лишь его сознательную сторону. Не ■ пучайно, что С. Л. Рубинштейн определял навык как ■ пшетво автоматизма и сознательности».
5. Относительная сложность. Действие, выполняемое и рамках навыка, может быть не обязательно односо-| юным. По мере выполнения деятельности входящие в нес действия не только еще более упрочиваются сами по 1 сое, но и «растут». На уровне навыка может порождать-Ц не только слово, словосочетание, но и целая фраза или Цже сцепление фраз.
Как мы видим, качеств у навыка довольно много. Поэтому в определении этого феномена неверно выде-1ч и, какое-то одно качество (например, автоматизиро-м.шиость) и вводить его в определение. Перечисление иесх качеств в определении навыка будет занимать много МФСта. Целесообразнее найти такое понятие, которое во-брало бы в себя все качества навыка и выразило его функциональную сущность. Через это понятие можно и определить речевой навык.
Е. И. Пассов определяет навык как «относительно I.состоятельное действие в системе сознательной дея-1сльности, ставшее благодаря полной совокупности
26
- Часть 1
- Тема 1. Методика обучения иностранным языкам как наука. Предмет й методы исследования
- Часть I. Теоретические основы методики обучения...
- Часть I. Теоретические основы методики обучения...
- Часть I. Теоретические основы методики обучения...
- Тема 2. Лингвистические основы обучения иностранным языкам
- Часть I. Теоретические основы методики обучения...
- Часть I. Теоретические основы методики обучения...
- Тема 3. Психологические основы обучения иностранным языкам
- Часть I. Теоретические основы методики обучения...
- Тема 3. Психологические основы обучения иностранным языкам
- Тема 4. Принципы обучения иностранным языкам
- Тема 4. Принципы обучения иностранным языкам 29
- Часть I. Теоретические основы методики обучения...
- Тема 4. Принципы обучения иностранным языкам
- Часть I. Теоретические основы методики обучения...
- Часть I. Теоретические основы методики обучения..
- Часть I. Теоретические основы методики обучения...
- Тема 4. Принципы обучения иностранным языкам
- Часть I. Теоретические основы методики обучения...
- Тема 4. Принципы обучения иностранным языкам 39
- Тема 4. Принципы обучения иностранным языкам 41
- Тема 4. Принципы обучения иностранным языкам
- Часть I. Теоретические основы методики обучения...
- Тема 5. Цели и задачи обучения иностранным языкам
- Тема 5. Цели и задачи обучения иностранным языкам
- Часть I. Теоретические основы методики обучения...
- Тема 5. Цели и задачи обучения иностранным языкам 47
- Часть I. Теоретические основы методики обучения...
- Тема 5. Цели и задачи обучения иностранным языкам 49
- Тема 5. Цели и задачи обучения иностранным языкам 51
- Часть 1. Теоретические основы методики обучения...
- Тема 6. Структура содержания обучения иноязычному общению
- Тема 6:Структура содержания обучения иноязычному общению 57
- Тема 6. Структура содержания обучения иноязычному общению 59
- Тема 7. Учебно-речевые ситуации (урс) в обучении...
- Тема 7. Учебно-речевые ситуации (урс) в обучении иностранным языкам
- Тема 7. Учебно-речевые ситуации (урс) в обучении... 63
- Часть I. Теоретические основы методики обучения...
- Тема 7. Учебно-речевые ситуации (урс) в обучении... 65
- Тема 8. Проблема системы упражнений в методике обучения иностранным языкам
- Тема 8. Проблема системы упражнений в мет
- Тема 8. Проблема системы упражнений в методике обучения... 69
- Тема 8. Проблема системы упражнений в методике обучения... 71
- Тема 8. Проблема системы упражнений в методике обучения...
- Часть I. Теоретические основы методики обучения...
- Тема 9. Средства обучения
- Тема 9. Средства обучения иностранному языку...
- Тема 9. Средства обучения иностранному языку... 79
- Часть I. Теоретические основы методики обучения...
- Тема 9. Средства обучения иностранному языку...
- Часть I. Теоретические основы методики обучения...
- Часть II
- Тема 10. Обучение фонетическим навыкам