logo
Иванова 1 часть

Часть I. Теоретические основы методики обучения...

и этапов обучения (при семантизации слов с абстрактным значением и обучении переводу в старших классах).

Б. В. Беляев исходил из того, что сообщение различ­ного рода теоретических сведений должно предшество­вать речевой практике. При овладении иностранным языком, считает В. А. Артемов, необходимо соблюдать «единство языкового правила и речевого действия».

При обучении иностранным языкам необходимо раз­личать процесс овладения языком от его результата, т. е. владения им. Овладение языком в школе должно осуще­ствляться как раз на основе дидактического принципа сознательности. Это предполагает, что речевые навыки должны формироваться на базе предварительного их осознания. Схематически это можно представить сле­дующим образом:

Схема 2

Предварительное сообщение различ-

свёденийРТфави^ Иноязычно- Автоматизация

инструкций, целесо--------------► речевая ------------► речевых

образности выпол- практика моделей

нения тех или иных действий и т. п.)

Владение языком характеризуется автоматизирован­ным использованием фонетических, лексических и грам­матических средств языка и осознанием смыслового со­держания речи.

2. Принцип наглядности.

Наглядное восприятие предметов и явлений облегчает процесс усвоения знаний учащимися на всех этапах обу­чения, но особенно это эффективно в 5-6-х классах. При обучении иностранным языкам учащиеся овладевают языком как средством общения, т. е. навыками и уме­ниями и частично знаниями. Знания являются ориенти­ровочной основой при формировании языковых навыков. Психологически роль наглядного материала состоит в том, что он служит как бы внешней опорой внутренних