Введение
В структуре целостного педагогического процесса обучение занимает особое место в связи со спецификой его целей и задач, детерминированных требованиями современной социокультурной ситуации и постоянно обновляющимся содержанием и технологиями деятельности современного учителя. В связи с этим преподавание учебного курса «Теория обучения» должно ориентироваться на формирование профессионально-направленной личности будущего учителя, на развитие его педагогического мышления, на овладение передовыми педагогическими технологиями, на обеспечение целостной подготовки будущего специалиста к творческому выполнению функций учителя-предметника.
Данное пособие представляет собой совокупность научно-теоретических знаний по основным разделам теории обучения и призвано ориентировать студента в методических, философски-исторических, психологических и организационно-методических вопросах процесса обучения в современной школе.
В основу разработки содержания учебного пособия положены идеи целостного формирования профессионально-направленной личности специалиста:
нацеленность на углубленное изучение методологических аспектов теории обучения, что должно обеспечить осмысление будущими учителями сущности процесса обучения, его закономерностей и движущих сил;
взаимосвязь педагогических и психологических аспектов в организации и осуществлении процесса обучения, что должно нацелить будущего учителя на индивидуальный подход к личности ученика как активного субъекта педагогического процесса;
единство педагогической теории с практикой образовательного процесса в современной школе, с инновационным педагогической деятельностью.
Исходя из этого пособие направлено на осознание студентами места процесса обучения в целостной структуре педагогического процесса, формирование умения диагностировать, проектировать и конструировать учебный процесс с позиций современной дидактической концепции и реалий сегодняшнего дня.
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ГОС ВПО) 2000 г. содержит в себе следующие содержательные блоки по рассматриваемому учебному курсу.
Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса. Закономерности и принципы обучения. Анализ современных дидактических концепций. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Проблемы целостности учебно-воспитательного процесса. Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения. Обучение как сотворчество учителя и ученика. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Государственный образовательный стандарт. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования. Методы обучения. Современные модели организации обучения. Типология и многообразие образовательных учреждений. Авторские школы. Инновационные образовательные процессы. Классификация средств обучения.
Требования ГОС ВПО 2000 г. легли в основу рассмотрения теоретического материала, выстроенного в логике поэтапного раскрытия основных характеристик процесса обучения.
Предлагаемый список литературы открывает путь для пополнения изложенной в пособии информации путем самостоятельного изучения источников.
Вопросы к итоговому контролю по курсу сориентируют студентов на уровень подготовки, требуемой для усвоения программы курса.
При создании пособия авторы опирались на отечественный фонд основных учебников, учебных, учебно-методических пособий по педагогике, теории обучения для студентов высших учебных заведений (см. списки литературы, предлагаемой для самообразования).
В изложении содержательного материала авторы стремились представить разные подходы по затрагиваемым вопросам с минимальной оценкой, стимулируя студентов к активной самостоятельной познавательной деятельности.
Тема 1
ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ОБУЧЕНИЯ
- Теория обучения удк
- Рецензенты
- Оглавление
- Введение
- 1.1. Дидактика как теория обучения
- 1.2. Основные категории дидактики
- 1.3. Связь дидактики с другими науками
- 2.1. Сущность процесса обучения
- 2.2. Движущие силы, противоречия и логика процесса обучения
- 2.3. Функции процесса обучения
- Характеристика обучения в зависимости от применяемых методов
- Тема 3 методологические основы процесса обучения
- 3.1. Понятие о методологических основах процесса обучения
- 3.2. Научные подходы как методологическая основа процесса обучения
- 3.3. Закономерности процесса обучения
- 3.4. Принципы обучения
- 3.5. Дидактические концепции как методологическая основа процесса обучения
- Тема 4.
- 4.1. Теория проблемного обучения
- 4.2. Теория программированного обучения.
- 4.3. Теории развивающего обучения
- 4.4. Теория личностно ориентированного обучения
- 5.1. Понятие о целостном педагогическом процессе
- 5.2. Общность и специфика обучения и воспитания
- 5.3. Процесс обучения как целостная система
- 6.1. Цели обучения в средней школе
- 6.2. Таксономия целей обучения
- Категории учебных целей в познавательной области
- 7.1. Двусторонний и личностный характер обучения
- 7.2. Обучение как сотворчество учителя и ученика
- 7.3. Понятие о стиле преподавания и стиле учения
- Тема 8 мотивационный компонент учебного процесса
- 8.1. Понятие о мотивах познавательной деятельности
- 8.2. Виды познавательной мотивации
- 8.3. Познавательный интерес как высший уровень познавательной мотивации
- 9.2. Государственный образовательный стандарт
- 9.3. Учебные планы
- 9.3.1. Базисный учебный план
- Базисный учебный план
- Базисный учебный план для среднего (полного) общего образования
- 9.3.2. Типовой учебный план
- Примерный учебныЙ план физико-математического профиля среднего (полного) общего образования
- Примерный учебныЙ план химико-биологического профиля среднего (полного) общего образования
- Примерный учебныЙ план социально-экономического профиля среднего (полного) общего образования
- Примерный учебныЙ план филологического профиля среднего (полного) общего образования
- Примерный учебныЙ план
- Индустриально-технологического профиля
- Среднего (полного) общего образования
- Направление – электротехника/радиоэлектроника
- (*) Профильный учебный предмет на основе элементов государственного стандарта начального профессионального образования.
- Примерный учебныЙ план оборонно-спортивного профиля среднего (полного) общего образования
- Примерный учебныЙ план для универсального обучения (непрофильное обучение) среднего (полного) общего образования
- 9.3.3. Рабочий учебный план (учебный план общеобразовательной школы)
- 9.4. Учебные предметы, программы и учебная литература
- Тема 10
- 10.1. Понятие о методах обучения
- 10.1.1. Классификации методов обучения
- 10.1.2. Традиционные методы обучения
- 10.1.3. Активные методы обучения
- Активные методы обучения
- 10.2. Понятие о средствах обучения и их функциях в учебном процессе. Классификации средств обучения
- 10.3. Понятие об организационных формах обучения. Классификации организационных форм обучения
- 10.3.1. Формы организации всей системы обучения (системы обучения)
- 10.3.2. Формы организации учебной работы (виды занятий)
- 10.3.3. Формы учебной деятельности учащихся
- 6.4. Урок как основная форма обучения, виды, типы и структура уроков
- 10.5. Подготовка учителя к уроку
- 10.6. Требования к современному уроку
- 10.7. Понятие об анализе урока и требованиях к нему
- Виды анализа урока
- Пример отражения хода поэтапного анализа урока
- Тема 11. Контрольно-регулировочный компонент учебного процесса
- 11.1. Диагностика обученности учащихся
- 11.2. Виды контроля
- 11.3. Методы и приемы контроля
- 10.4. Формы контроля
- Тема 12
- 12.1. Особенности и проблемы современного учебного процесса
- 12.2. Современные модели организации обучения
- 12.4. Сущность инновационной педагогической деятельности.
- 12.4.1. Понятие об инновационной педагогической деятельности
- 12.3.2. Виды инновационной педагогической деятельности
- 12.3.3. Анализ инновационной педагогической деятельности
- 12.4. Авторская школа как вариант инновационной педагогической деятельности
- 12.5. Типология и многообразие образовательных учреждений
- Перечень типов и видов государственных и муниципальных образовательных учреждений
- I Тип — Дошкольное образовательное учреждение
- II Тип — Общеобразовательное учреждение
- III Тип — Общеобразовательная школа-интернат
- Вопросы к итоговому контролю