7.1. Двусторонний и личностный характер обучения
В самом обобщенном значении обучение понимается как специфический вид общественной деятельности, направленной на передачу социального опыта подрастающим поколениям и имеющей двусторонний характер. Специфика обучения выражается в том, что в структуре данного процесса выделяют две относительно самостоятельные и, одновременно, взаимосвязанные деятельности: преподавание (деятельность учителя) и учение (деятельность учащихся).
Предметом деятельности учителя (преподавания) выступает управление учебно-познавательной деятельностью учащихся, т.е. педагогическое воздействие, которое носит формирующий и корректирующий характер и имеет своей целью преобразование личности ученика. Преподавание включает в себя:
планирование собственной деятельности и деятельности учащихся на уроке;
рациональную организацию этой деятельности на каждом этапе учебного процесса;
стимулирование активного и сознательного усвоения учащимися знаний и способов деятельности;
контроль и регулирование качества знаний учащихся;
анализ результатов обучения;
прогнозирование дальнейших сдвигов в развитии учеников.
Преподавание как один из смыслообразующих компонентом процесса обучения может осуществляться как в прямой, так и в опосредованной форме. Прямая форма имеет место, когда деятельность учащихся непосредственно организуется и контролируется учителем; опосредованная — когда ученик занимается самостоятельно, ориентируясь на образцы, данные учителем.
Предметом деятельности ученика (учения) являются учебно-познавательные действия, в состав которых входят:
анализ предлагаемой задачи как учебной;
принятие учебной задачи;
анализ имеющихся знаний, необходимых для ее решения;
составление плана решения задачи;
практическое осуществление процесса решения задачи;
контроль и оценка решения;
осознание способов деятельности по решению задачи.
Чтобы процесс обучения был эффективным, необходимо, деятельность ученика осуществлялась с опорой на следующие личностные качества:
самостоятельность, выражающуюся в самокритичности;
познавательную активность, проявляющуюся в интересах, стремлениях и потребностях;
готовность к преодолению трудностей, связанных с усидчивостью и волей;
оперативность, предполагающую правильный выбор нужного действия и темпа решения учебной задачи.
Учение и преподавание в рамках единого учебного процесса выступают как взаимосвязанные деятельности и не могут существовать друг без друга, поскольку эффективное осуществление одной с необходимостью предполагает наличие другой деятельности. В то же время и преподавание, и учение — деятельности самостоятельные, поскольку они:
направлены на достижение различных целей (цель преподавания – передать учащимся сумму знаний, цель учения – освоить передаваемые знания);
по-разному мотивированы (профессиональной мотивацией – у учителя, учебной мотивацией – у учащихся);
включают в свой состав различный набор мыслительных и практических действий.
Специфика взаимодействия деятельности учителя и деятельности учащихся определяется характером дидактической концепции, в рамках которой осуществляется учебный процесс:
в традиционной дидактической концепции основная роль отводится деятельности учителя, который планирует, организует, осуществляет и контролирует учебный процесс, а ученики, действуя по образцу, идут вслед за учителем;
в педоцентристской дидактической концепции основная роль отводится деятельности ученика, который сам определяет характер и объем изучаемого материала, намечает пути его освоения; а учитель лишь фиксирует результат движения ученика по индивидуальной образовательной траектории;
в современной дидактической концепции с учетом специфики различных ее вариантов осуществляется взаимопроникновение и взаимодополнение учения и преподавания на основе сотворчества учителя и учащихся.
С позиций современной дидактической концепции процесс обучения как взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся должен носить личностный характер, что предполагает реализацию следующих требований:
в центр педагогического процесса должна стоять личность обучаемого во всем многообразии его индивидуальных свойств и проявлений;
организация учебного процесса должна основываться на субъект-субъектных отношениях учителя и учеников, подразумевающих равноправное сотрудничество и партнерство в решении учебных задач;
учебный процесс должен предоставлять каждому ученику возможность индивидуально воспринимать мир, творчески его преобразовывать, широко использовать субъектный опыт в интерпретации и оценке фактов, явлений, событий окружающей действительности на основе личностно значимых ценностей и внутренних установок;
свою главную педагогическую задачу учитель должен видеть в фасилитации, т.е. облегчении, стимулировании, активизации развития учащихся, введения их в ситуации, при которых возникает потребность в самовыражении средствами изучаемого учебного предмета.
Для реализации личностных начал в обучении необходимо, чтобы учащиеся в полном объеме реализовывали свою позицию активных субъектов учебного процесса, что находит выражение:
в свободе выбора, т.е. возможности учащихся самостоятельно избрать учебники; пути, средства, методы и форм обучения; а в отдельных случаях даже педагога;
познавательной активности, выражающейся в личной ответственности обучающегося за ход урока и свои собственные учебные действия, в желании сотрудничать с педагогом, стремлении к саморазвитию, самодвижению, личностному росту;
эмоциональном настрое, основанном на чувстве успеха и удовлетворения от процесса учения и его результатов;
готовности к учению, т.е. потенциальной возможности принятия и решения обучающимся поставленных педагогом учебных задач, наличии устойчивого познавательного мотива учения.
- Теория обучения удк
- Рецензенты
- Оглавление
- Введение
- 1.1. Дидактика как теория обучения
- 1.2. Основные категории дидактики
- 1.3. Связь дидактики с другими науками
- 2.1. Сущность процесса обучения
- 2.2. Движущие силы, противоречия и логика процесса обучения
- 2.3. Функции процесса обучения
- Характеристика обучения в зависимости от применяемых методов
- Тема 3 методологические основы процесса обучения
- 3.1. Понятие о методологических основах процесса обучения
- 3.2. Научные подходы как методологическая основа процесса обучения
- 3.3. Закономерности процесса обучения
- 3.4. Принципы обучения
- 3.5. Дидактические концепции как методологическая основа процесса обучения
- Тема 4.
- 4.1. Теория проблемного обучения
- 4.2. Теория программированного обучения.
- 4.3. Теории развивающего обучения
- 4.4. Теория личностно ориентированного обучения
- 5.1. Понятие о целостном педагогическом процессе
- 5.2. Общность и специфика обучения и воспитания
- 5.3. Процесс обучения как целостная система
- 6.1. Цели обучения в средней школе
- 6.2. Таксономия целей обучения
- Категории учебных целей в познавательной области
- 7.1. Двусторонний и личностный характер обучения
- 7.2. Обучение как сотворчество учителя и ученика
- 7.3. Понятие о стиле преподавания и стиле учения
- Тема 8 мотивационный компонент учебного процесса
- 8.1. Понятие о мотивах познавательной деятельности
- 8.2. Виды познавательной мотивации
- 8.3. Познавательный интерес как высший уровень познавательной мотивации
- 9.2. Государственный образовательный стандарт
- 9.3. Учебные планы
- 9.3.1. Базисный учебный план
- Базисный учебный план
- Базисный учебный план для среднего (полного) общего образования
- 9.3.2. Типовой учебный план
- Примерный учебныЙ план физико-математического профиля среднего (полного) общего образования
- Примерный учебныЙ план химико-биологического профиля среднего (полного) общего образования
- Примерный учебныЙ план социально-экономического профиля среднего (полного) общего образования
- Примерный учебныЙ план филологического профиля среднего (полного) общего образования
- Примерный учебныЙ план
- Индустриально-технологического профиля
- Среднего (полного) общего образования
- Направление – электротехника/радиоэлектроника
- (*) Профильный учебный предмет на основе элементов государственного стандарта начального профессионального образования.
- Примерный учебныЙ план оборонно-спортивного профиля среднего (полного) общего образования
- Примерный учебныЙ план для универсального обучения (непрофильное обучение) среднего (полного) общего образования
- 9.3.3. Рабочий учебный план (учебный план общеобразовательной школы)
- 9.4. Учебные предметы, программы и учебная литература
- Тема 10
- 10.1. Понятие о методах обучения
- 10.1.1. Классификации методов обучения
- 10.1.2. Традиционные методы обучения
- 10.1.3. Активные методы обучения
- Активные методы обучения
- 10.2. Понятие о средствах обучения и их функциях в учебном процессе. Классификации средств обучения
- 10.3. Понятие об организационных формах обучения. Классификации организационных форм обучения
- 10.3.1. Формы организации всей системы обучения (системы обучения)
- 10.3.2. Формы организации учебной работы (виды занятий)
- 10.3.3. Формы учебной деятельности учащихся
- 6.4. Урок как основная форма обучения, виды, типы и структура уроков
- 10.5. Подготовка учителя к уроку
- 10.6. Требования к современному уроку
- 10.7. Понятие об анализе урока и требованиях к нему
- Виды анализа урока
- Пример отражения хода поэтапного анализа урока
- Тема 11. Контрольно-регулировочный компонент учебного процесса
- 11.1. Диагностика обученности учащихся
- 11.2. Виды контроля
- 11.3. Методы и приемы контроля
- 10.4. Формы контроля
- Тема 12
- 12.1. Особенности и проблемы современного учебного процесса
- 12.2. Современные модели организации обучения
- 12.4. Сущность инновационной педагогической деятельности.
- 12.4.1. Понятие об инновационной педагогической деятельности
- 12.3.2. Виды инновационной педагогической деятельности
- 12.3.3. Анализ инновационной педагогической деятельности
- 12.4. Авторская школа как вариант инновационной педагогической деятельности
- 12.5. Типология и многообразие образовательных учреждений
- Перечень типов и видов государственных и муниципальных образовательных учреждений
- I Тип — Дошкольное образовательное учреждение
- II Тип — Общеобразовательное учреждение
- III Тип — Общеобразовательная школа-интернат
- Вопросы к итоговому контролю