logo
Teoria_obuchenia_Moskva

7.1. Двусторонний и личностный характер обучения

В самом обобщенном значении обучение понимается как специфический вид общественной деятельности, направленной на передачу социального опыта подрастающим поколениям и имеющей двусторонний характер. Специфика обучения выражается в том, что в структуре данного процесса выделяют две относительно самостоятельные и, одновременно, взаимосвязанные деятельности: преподавание (деятельность учителя) и учение (деятельность учащихся).

Предметом деятельности учителя (преподавания) выступает управление учебно-познавательной деятельностью учащихся, т.е. педагогическое воздействие, которое носит формирующий и корректирующий характер и имеет своей целью преобразование личности ученика. Преподавание включает в себя:

Преподавание как один из смыслообразующих компонентом процесса обучения может осуществляться как в прямой, так и в опосредованной форме. Прямая форма имеет место, когда деятельность учащихся непосредственно организуется и контролируется учителем; опосредованная — когда ученик занимается самостоятельно, ориентируясь на образцы, данные учителем.

Предметом деятельности ученика (учения) являются учебно-познавательные действия, в состав которых входят:

Чтобы процесс обучения был эффективным, необходимо, деятельность ученика осуществлялась с опорой на следующие личностные качества:

Учение и преподавание в рамках единого учебного процесса выступают как взаимосвязанные деятельности и не могут существовать друг без друга, поскольку эффективное осуществление одной с необходимостью предполагает наличие другой деятельности. В то же время и преподавание, и учение — деятельности самостоятельные, поскольку они:

Специфика взаимодействия деятельности учителя и деятельности учащихся определяется характером дидактической концепции, в рамках которой осуществляется учебный процесс:

С позиций современной дидактической концепции процесс обучения как взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся должен носить личностный характер, что предполагает реализацию следующих требований:

Для реализации личностных начал в обучении необходимо, чтобы учащиеся в полном объеме реализовывали свою позицию активных субъектов учебного процесса, что находит выражение: