1.2. Основные категории дидактики
Каждая наука оперирует определенными понятиями, в которых концентрируются накопленные ею знания и отражается логика их взаимосвязи. Дидактика как всякая научная дисциплина, имеет свой понятийный аппарат, в котором выделяют три вида категорий:
1) общенаучные понятия, вошедшие в дидактику из других дисциплин: философии (связь; общее и единичное; сущность и явление; противоречие; причина и следствие; возможность и действительность; количество и качество); психологии (восприятие, усвоение, умственное развитие, запоминание, умение, навык), кибернетики (обратная связь, динамическая система) и др.;
2) общепедагогические понятия: педагогика; воспитание и образование, педагогическая деятельность, целостный педагогический процесс;
3) специфические понятия дидактики: обучение; преподавание и учение; учебный предмет; учебный материал; учебная ситуация; метод обучения; форма обучения; прием обучения и т.д.
Самой широкой категорией дидактики выступает понятие об образовании, которое имеет два основных значения:
целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов);
результат овладения учащимися системой научных знаний, познавательных умений и навыков, формирование на этой основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развитие ее творческих сил и способностей.
Образование как процесс включает в себя обучение, воспитание, развитие и саморазвитие личности. Образование, в основном, осуществляется в процессе обучения. Кроме того, оно может реализовываться через воздействие социальной среды, средств массовой информации и самообразования человека.
Составной частью образования выступает обучение — процесс целенаправленного освоения подрастающим поколением общественно-исторического опыта, накопленного человечеством.
Это специально организованный процесс, который характеризуется рядом признаков:
двусторонний характер;
совместная деятельность учителей и учащихся;
руководство со стороны учителя;
планомерная организация и управление;
целостность и единство;
соответствие закономерностям возрастного развития учащихся;
управление развитием и воспитанием учащихся.
Обучение как процесс усвоения знаний и формирования умений и навыков личности состоит из двух взаимосвязанных деятельностей: деятельность учителя (преподавание) и деятельность учащихся (учение).
Преподавание – деятельность учителя, направленная на передачу обучающимся суммы знаний, умений и навыков и воспитание их в процессе обучения.
Учение – специально организованная, активная самостоятельная познавательная, трудовая и эстетическая деятельность учащихся, направленная на освоение знаний, умений и навыков, развитие психических процессов и способностей.
- Теория обучения удк
- Рецензенты
- Оглавление
- Введение
- 1.1. Дидактика как теория обучения
- 1.2. Основные категории дидактики
- 1.3. Связь дидактики с другими науками
- 2.1. Сущность процесса обучения
- 2.2. Движущие силы, противоречия и логика процесса обучения
- 2.3. Функции процесса обучения
- Характеристика обучения в зависимости от применяемых методов
- Тема 3 методологические основы процесса обучения
- 3.1. Понятие о методологических основах процесса обучения
- 3.2. Научные подходы как методологическая основа процесса обучения
- 3.3. Закономерности процесса обучения
- 3.4. Принципы обучения
- 3.5. Дидактические концепции как методологическая основа процесса обучения
- Тема 4.
- 4.1. Теория проблемного обучения
- 4.2. Теория программированного обучения.
- 4.3. Теории развивающего обучения
- 4.4. Теория личностно ориентированного обучения
- 5.1. Понятие о целостном педагогическом процессе
- 5.2. Общность и специфика обучения и воспитания
- 5.3. Процесс обучения как целостная система
- 6.1. Цели обучения в средней школе
- 6.2. Таксономия целей обучения
- Категории учебных целей в познавательной области
- 7.1. Двусторонний и личностный характер обучения
- 7.2. Обучение как сотворчество учителя и ученика
- 7.3. Понятие о стиле преподавания и стиле учения
- Тема 8 мотивационный компонент учебного процесса
- 8.1. Понятие о мотивах познавательной деятельности
- 8.2. Виды познавательной мотивации
- 8.3. Познавательный интерес как высший уровень познавательной мотивации
- 9.2. Государственный образовательный стандарт
- 9.3. Учебные планы
- 9.3.1. Базисный учебный план
- Базисный учебный план
- Базисный учебный план для среднего (полного) общего образования
- 9.3.2. Типовой учебный план
- Примерный учебныЙ план физико-математического профиля среднего (полного) общего образования
- Примерный учебныЙ план химико-биологического профиля среднего (полного) общего образования
- Примерный учебныЙ план социально-экономического профиля среднего (полного) общего образования
- Примерный учебныЙ план филологического профиля среднего (полного) общего образования
- Примерный учебныЙ план
- Индустриально-технологического профиля
- Среднего (полного) общего образования
- Направление – электротехника/радиоэлектроника
- (*) Профильный учебный предмет на основе элементов государственного стандарта начального профессионального образования.
- Примерный учебныЙ план оборонно-спортивного профиля среднего (полного) общего образования
- Примерный учебныЙ план для универсального обучения (непрофильное обучение) среднего (полного) общего образования
- 9.3.3. Рабочий учебный план (учебный план общеобразовательной школы)
- 9.4. Учебные предметы, программы и учебная литература
- Тема 10
- 10.1. Понятие о методах обучения
- 10.1.1. Классификации методов обучения
- 10.1.2. Традиционные методы обучения
- 10.1.3. Активные методы обучения
- Активные методы обучения
- 10.2. Понятие о средствах обучения и их функциях в учебном процессе. Классификации средств обучения
- 10.3. Понятие об организационных формах обучения. Классификации организационных форм обучения
- 10.3.1. Формы организации всей системы обучения (системы обучения)
- 10.3.2. Формы организации учебной работы (виды занятий)
- 10.3.3. Формы учебной деятельности учащихся
- 6.4. Урок как основная форма обучения, виды, типы и структура уроков
- 10.5. Подготовка учителя к уроку
- 10.6. Требования к современному уроку
- 10.7. Понятие об анализе урока и требованиях к нему
- Виды анализа урока
- Пример отражения хода поэтапного анализа урока
- Тема 11. Контрольно-регулировочный компонент учебного процесса
- 11.1. Диагностика обученности учащихся
- 11.2. Виды контроля
- 11.3. Методы и приемы контроля
- 10.4. Формы контроля
- Тема 12
- 12.1. Особенности и проблемы современного учебного процесса
- 12.2. Современные модели организации обучения
- 12.4. Сущность инновационной педагогической деятельности.
- 12.4.1. Понятие об инновационной педагогической деятельности
- 12.3.2. Виды инновационной педагогической деятельности
- 12.3.3. Анализ инновационной педагогической деятельности
- 12.4. Авторская школа как вариант инновационной педагогической деятельности
- 12.5. Типология и многообразие образовательных учреждений
- Перечень типов и видов государственных и муниципальных образовательных учреждений
- I Тип — Дошкольное образовательное учреждение
- II Тип — Общеобразовательное учреждение
- III Тип — Общеобразовательная школа-интернат
- Вопросы к итоговому контролю