8.3. Познавательный интерес как высший уровень познавательной мотивации
Высшим уровнем развития и проявления познавательной мотивации является познавательный интерес, который представляет собой сложное органическое единство интеллектуальных и эмоционально-волевых процессов, выступающих побудительной силой активного учения.
Проблема познавательного интереса уходит своими корнями вглубь античности. Еще Сократ подчеркивал важность наличия познавательного интереса у учеников в процессе обучения. Эта мысль получила развитие в трудах древнеримских философов, а затем в работах основоположников дидактики: Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, И.Ф. Гербарта. Так И.Ф. Гербарт дал классификацию интересов, в которой отразил не только их качественную характеристику, но и на динамику развития относительно возраста учащихся. Рассматривая два главных источника возникновения знаний – опыт и общение, он выделял соответственно две группы интересов: интересы, проистекающие из опыта (эмпирический, спекулятивный, эстетический) и интересы, развивающиеся при общении (симпатический, социальный, религиозный).
Особенно остро проблема познавательного интереса была поднята в трудах многих прогрессивных теоретиков и практиков отечественной педагогики XIX века: Н.Ф. Бунакова, В.П. Вахтерова, К.Н. Вентцеля, Н.А. Корфа, П.Ф. Каптерева, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и др.
Так, П.Ф. Каптерев одним из первых в отечественной педагогике предпринял попытку классифицировать виды познавательного интереса и выделил следующие:
физические интересы (склонность к игре, спорту, охоте, путешествиям);
умственные интересы (интересы к фактам, их пониманию);
эстетические (интерес к искусству в различных его видах и проявлениях);
социальные (семейные, товарищеско-школьные, общественно-национальные, общечеловеческие);
волевые (интересы навыков и поступков, личного и общественного самоуправления).
Познавательный интерес реализуется через познавательную потребность, инициативу, познавательную активность, самоактуализацию и саморегуляцию, которые являются его определяющими характеристиками.
Познавательный интерес связан с эмоционально-волевой сферой личности (целенаправленностью, организованностью, самостоятельностью, решительностью), поскольку для его реализации необходима нравственно-волевая мобилизованность, настрой ученика на решение сложных задач, стремление реализовать свои познавательные возможности.
Познавательный интерес реализуется в учебно-познавательной деятельности и благодаря практике становится привычной формой поведения. При этом определяющее значение имеет сформированность процессуальной сферы ученика, определяющейся системой сформированных знаний, умений и навыков, которые позволяют ему достичь качественно новых результатов в определенном виде деятельности на основе рационального приложения сил в пределах заданного времени.
Таким образом, можно сделать вывод, что познавательный интерес имеет внешнюю и внутреннюю стороны. Внешней является результативность учебы, определяемая совокупностью знаний, умений и навыков личности. Внутреннюю сторону составляют потребностно-мотивационная сфера, умственные, физические и нравственно-волевые усилия ученика, направленные на достижение цели обучения, стремление реализовать свои познавательные возможности.
Наличие познавательного интереса проявляется в следующих признаках, характерных для учебной деятельности ученика:
- осознанно выделяет какой-то предмет как самый любимый, активно участвуют в уроке, самостоятельно и с желанием готовят доклады и сообщения;
- связывает изучение данного предмета со своей будущей профессий, проявляет повышенную активность при изучении отдельных разделов, охотно выполняют дополнительные задания;
- при объяснении нового материала быстро понимает суть, умеют обнаружить и объяснить взаимосвязь и взаимообусловленность явлений, не довольствуются готовыми ответами, ищут теоретические обоснования, активно участвуют в обсуждении проблемных вопросов;
- быстро ориентируются в применении теоретических знаний на практике, ищут объяснения новым явлениям и противоречивым фактам;
- любят работы исследовательского характера, сами обнаруживают творческие задачи и активно включаются в их решение;
- стремятся к самообразованию, много читают дополнительной литературы, следят за новыми публикациями, самостоятельно составляют рефераты прочитанного.
Поскольку познавательный интерес является сложным личностным образованием, для успешности его формирования в ходе учебного процесса необходимы определенные условия и виды деятельности.
В ряду условий формирования и развития познавательного интереса учащихся выделяют следующие:
- постановку проблемных вопросов с четко выраженными противоречиями, которые привлекают внимание, заставляют активнее осмысливать услышанное;
- введение проблемных заданий с показом нескольких вариантов решения и представлением ученикам возможности подумать над тем, какой из них является верным;
- привлечение учащихся к самостоятельному поиску путей решения проблемы, которая будет рассматриваться на следующем занятии или наоборот, к самостоятельному анализу частных случаев, вытекающих из полученного на уроке решения проблемы;
- постановку проблемных заданий, помогающих указать на отсутствие у учащихся знаний, необходимых для ответа на эти вопросы с целью вызова интереса;
- подбор учебно-познавательных заданий творческого характера, выполнение которых ученик может осуществить, только проявив нестандартный подход, фантазию и творчество;
- побуждение учащихся к анализу явлений и факторов (теоретическому объяснению), в результате которого возникают противоречия между имевшимися знаниями и новыми знаниями, между пониманием важности проблемы и неумением подойти к ее решению;
- использование учебные и жизненные задачи, возникающие при выполнении заданий, т.е. учет личного опыта учащихся;
- использование при организации самостоятельной работы и в ходе выполнения домашних заданий исследовательских задач с различными уровнями проблемности и творческой направленности;
- варьирование и переформулировка условий выполняемого задания с тем, чтобы охватить самостоятельной работой всех учащихся в зависимости от уровня их индивидуальной подготовки;
- использование в ходе урока межпредметных связей;
- предоставление учащимся возможности проявить умственную самостоятельность и инициативность;
- использование активных методов обучения, проблемных вопросов, ситуаций и заданий;
- ведение обучения на высоком, но посильном уровне трудности;
- наличие достаточно (но не чрезмерно) разнообразного учебного материала и приемов учебной работы;
- использование эмоционально окрашенного, живого слова учителя.
Значимым видом деятельности в ходе формирования познавательного интереса является внеурочная воспитательная работа, которую проводит учитель-предметник с определенной долей очередности:
регулярно (предметные кружки и секции, заседания клубов, литературные гостиные и др.);
периодически (олимпиады, предметные недели, выставки творческих работ учащихся, конкурсы, тематические вечера, устные журналы и др.).
Многообразие форм внеурочной воспитательной работы постоянно обогащается в соответствии с изменениями общественных условий и спецификой школьной жизни. Нередко их содержание и методику проведения заимствуют из популярных телевизионных шоу (КВН, «Круглый стол», брейн-ринг, «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы», «Маркиза», «Аукцион» и др.).
При этом необходимо помнить, что познавательный интерес учащихся в ходе ведения внеурочной воспитательной работы будут формироваться, если они не будут носить чисто развлекательный характер. Необходимо, чтобы любое внеурочное мероприятие обогащало детей новыми знаниями и давало им уверенность в собственных силах.
Тема 9
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ УЧЕБНОГО
ПРОЦЕССА
9.1. Содержание образования как фундамент
базовой культуры личности
Содержание образования – это система научных знаний, умений и навыков, мировоззренческих, нравственно-эстетических идей, элементы социального, познавательного и творческого опыта.
Содержание образования имеет исторический характер. Определяется оно целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества. Под влиянием требований жизни, производства и уровня развития научного знания меняется и содержание образования.
Понятие содержания образования включает ряд компонентов: когнитивный опыт личности, опыт практической деятельности, опыт творчества и опыт отношений личности.
Когнитивный опыт личности включает систему знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности, усвоение которых обеспечивает формирование в сознании учащихся научной картины мира, вооружает диалектическим подходом к познавательной и практической деятельности. Он по праву считается основным, поскольку без знаний невозможно ни одно целенаправленное действие.
Опыт осуществления способов деятельности (практический опыт). Помимо знаний о способах осуществления деятельности нужно усвоить опыт их применения, т.е. умения и навыки, выработанные человечеством. Внешние (практические) и внутренние (интеллектуальные) навыки и умения могут быть общими для всех учебных предметов (составить план, выделить существенное, сравнить, сделать выводы и т.п.) и специфическими, формирующимися и проявляющимися только в рамках учебных предметов (решение физических или математических задач, постановка опытов по химии и т.п.).
Опыт творческой деятельности. Этот компонент содержания общего образования и базовой культуры личности призван обеспечить готовность школьника к поиску решений новых проблем, к творческому преобразованию действительности.
Опыт отношений личности. Данный компонент представляет собой систему мотивационно-ценностных и эмоционально-волевых отношений. Его специфичность состоит в оценочном отношении к миру, к деятельности, к людям. Опыт отношений человека вместе со знаниями и умениями является условием формирования системы ценностей, идеалов, а в конечном итоге и мировоззрения личности.
Все компоненты содержания общего образования и базовой культуры личности взаимосвязаны. Умения без знаний невозможны, творческая деятельность осуществляется на основе определенных знаний и умений, воспитанность предполагает знание о той действительности, к которой устанавливается то или иное отношение, о той деятельности, которая вызывает те или другие эмоции, предусматривает поведенческие навыки и умения.
Для отбора содержания образования необходимо учитывать ряд факторов.
Социальные, профессиональные, культурные требования общества к выпускнику школы. Обучение должно подготовить выпускников к различным видам деятельности: познавательной, профессиональной, общественной, культурной, досуговой, лично-семейной. Для подготовки к этому школа должна иметь совокупность предметов обучения.
Степень удовлетворения содержания образования дидактическим принципам.
Содержание образования должно соответствовать психологическим возможностям и развитию школьников на различных ступенях обучения.
Потребности личности в обучении. Не только общество выдвигает требования к образованию, но и граждане имеют право на его выбор. Поэтому в педагогике имеются такие понятия, как образовательные потребности населения, образовательные услуги, дополнительное образование, дифференцированное обучение. Функции государства состоят в том, чтобы обеспечить образование, соответствующее государственным стандартам в образовании – обязательному минимальному объему знаний по той или иной образовательной программе и необходимый уровень ее усвоения (Закон РФ об образовании, ст. 9, п. 6).
Международный опыт. При отборе содержания образования учитывают международный опыт, характерный на данный момент для отбора содержания образования ведущих странах мирового сообщества.
Реальная материальная база школы. Все изменения в содержании образования должны опираться на соответствующее материальное обеспечение (учебники, ТСО, педагоги и т.д.), характерное для среднестатистической школы страны.
Содержание образования отражено в образовательных программах, определяющих содержание образования всех уровней и направлений.
По направлению имеется общее и профессиональное образование. Документы, определяющие содержание образования всех уровней и направлений, являются образовательными программами
Общее образование имеет следующие три ступени (три уровня): 1) начальное общее образование; 2) основное общее образование; 3) среднее (полное) общее образование.
1. В Российской Федерации начальное общее образование является обязательным и общедоступным и призвано обеспечить выполнение следующих основных целей:
развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;
воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.
Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.
Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому в содержание начального общего образования стандарте особое место отводится конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.
Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом развитии. Начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребенка.
Обучающиеся, успешно завершившие начальное общее образование (выполняющие в полном объеме требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу), продолжают обучение на ступени основного общего образования.
2. В соответствии с Конституцией Российской Федерации основное общее образование является обязательным и общедоступным. Его целями являются:
формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Основное общее образование – завершающая ступень обязательного образования в Российской Федерации. Поэтому одним из базовых требований к содержанию образования на этой ступени является достижение выпускниками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе, как по математическому и естественнонаучному, так и по социально-культурному направлениям.
Одной из важнейших задач основной школы является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Условием достижения этой задачи является последовательная индивидуализация обучения, предпрофильная подготовка на завершающем этапе обучения в основной школе.
В основной школе обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Обучающиеся, завершившие основное общее образование и выполнившие в полном объеме требования к уровню подготовки выпускников, вправе продолжить обучение на ступенях среднего (полного) общего, начального или среднего профессионального образования.
3. Среднее (полное) общее образование – третья, завершающая ступень общего образования. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» среднее (полное) общее образование является общедоступным. Его целями являются:
формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе;
дифференциация обучения с широкими и гибкими возможностями построения старшеклассниками индивидуальных образовательных программ в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями;
обеспечение обучающимся равных возможностей для их последующего профессионального образования и профессиональной деятельности, том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.
Обучающиеся, завершившие среднее (полное) общее образование и выполнившие в полном объеме требования к уровню подготовки выпускников, вправе продолжить обучение на ступенях начального, среднего и высшего профессионального образования.
Профессиональное (специальное) образование имеет целью формирование знаний и умений в какой-либо профессиональной области, деятельности, обеспечение подготовки специалиста соответствующей квалификации. Его содержание составляют специальные дисциплины, хотя имеются среди них и общеобразовательные. По уровню профессиональное образование делится на начальное, среднее, высшее и послевузовское.
- Теория обучения удк
- Рецензенты
- Оглавление
- Введение
- 1.1. Дидактика как теория обучения
- 1.2. Основные категории дидактики
- 1.3. Связь дидактики с другими науками
- 2.1. Сущность процесса обучения
- 2.2. Движущие силы, противоречия и логика процесса обучения
- 2.3. Функции процесса обучения
- Характеристика обучения в зависимости от применяемых методов
- Тема 3 методологические основы процесса обучения
- 3.1. Понятие о методологических основах процесса обучения
- 3.2. Научные подходы как методологическая основа процесса обучения
- 3.3. Закономерности процесса обучения
- 3.4. Принципы обучения
- 3.5. Дидактические концепции как методологическая основа процесса обучения
- Тема 4.
- 4.1. Теория проблемного обучения
- 4.2. Теория программированного обучения.
- 4.3. Теории развивающего обучения
- 4.4. Теория личностно ориентированного обучения
- 5.1. Понятие о целостном педагогическом процессе
- 5.2. Общность и специфика обучения и воспитания
- 5.3. Процесс обучения как целостная система
- 6.1. Цели обучения в средней школе
- 6.2. Таксономия целей обучения
- Категории учебных целей в познавательной области
- 7.1. Двусторонний и личностный характер обучения
- 7.2. Обучение как сотворчество учителя и ученика
- 7.3. Понятие о стиле преподавания и стиле учения
- Тема 8 мотивационный компонент учебного процесса
- 8.1. Понятие о мотивах познавательной деятельности
- 8.2. Виды познавательной мотивации
- 8.3. Познавательный интерес как высший уровень познавательной мотивации
- 9.2. Государственный образовательный стандарт
- 9.3. Учебные планы
- 9.3.1. Базисный учебный план
- Базисный учебный план
- Базисный учебный план для среднего (полного) общего образования
- 9.3.2. Типовой учебный план
- Примерный учебныЙ план физико-математического профиля среднего (полного) общего образования
- Примерный учебныЙ план химико-биологического профиля среднего (полного) общего образования
- Примерный учебныЙ план социально-экономического профиля среднего (полного) общего образования
- Примерный учебныЙ план филологического профиля среднего (полного) общего образования
- Примерный учебныЙ план
- Индустриально-технологического профиля
- Среднего (полного) общего образования
- Направление – электротехника/радиоэлектроника
- (*) Профильный учебный предмет на основе элементов государственного стандарта начального профессионального образования.
- Примерный учебныЙ план оборонно-спортивного профиля среднего (полного) общего образования
- Примерный учебныЙ план для универсального обучения (непрофильное обучение) среднего (полного) общего образования
- 9.3.3. Рабочий учебный план (учебный план общеобразовательной школы)
- 9.4. Учебные предметы, программы и учебная литература
- Тема 10
- 10.1. Понятие о методах обучения
- 10.1.1. Классификации методов обучения
- 10.1.2. Традиционные методы обучения
- 10.1.3. Активные методы обучения
- Активные методы обучения
- 10.2. Понятие о средствах обучения и их функциях в учебном процессе. Классификации средств обучения
- 10.3. Понятие об организационных формах обучения. Классификации организационных форм обучения
- 10.3.1. Формы организации всей системы обучения (системы обучения)
- 10.3.2. Формы организации учебной работы (виды занятий)
- 10.3.3. Формы учебной деятельности учащихся
- 6.4. Урок как основная форма обучения, виды, типы и структура уроков
- 10.5. Подготовка учителя к уроку
- 10.6. Требования к современному уроку
- 10.7. Понятие об анализе урока и требованиях к нему
- Виды анализа урока
- Пример отражения хода поэтапного анализа урока
- Тема 11. Контрольно-регулировочный компонент учебного процесса
- 11.1. Диагностика обученности учащихся
- 11.2. Виды контроля
- 11.3. Методы и приемы контроля
- 10.4. Формы контроля
- Тема 12
- 12.1. Особенности и проблемы современного учебного процесса
- 12.2. Современные модели организации обучения
- 12.4. Сущность инновационной педагогической деятельности.
- 12.4.1. Понятие об инновационной педагогической деятельности
- 12.3.2. Виды инновационной педагогической деятельности
- 12.3.3. Анализ инновационной педагогической деятельности
- 12.4. Авторская школа как вариант инновационной педагогической деятельности
- 12.5. Типология и многообразие образовательных учреждений
- Перечень типов и видов государственных и муниципальных образовательных учреждений
- I Тип — Дошкольное образовательное учреждение
- II Тип — Общеобразовательное учреждение
- III Тип — Общеобразовательная школа-интернат
- Вопросы к итоговому контролю