8.1. Понятие о мотивах познавательной деятельности
Для успешности протекания процесс обучения должен соответствующим образом мотивироваться, поскольку смыслообразующей основой любой деятельности являются мотивы, внутренние побуждения и стимулы. В общепсихологическом контексте мотивация (от лат. movere – двигать) рассматривается как сложное объединение, «сплав» движущих сил личностного развития, поскольку именно они во многом определяют не только направление и уровень активности человека, но и своеобразие его личности. Мотивы составляют иерархию, которая характеризует человека как целостную личность во всех областях его деятельности, побуждает ставить проблемы, концентрировать усилия на их разрешении.
Одним из видов мотивов являются мотивы познавательной деятельности, которые весьма разнородны, поскольку отражают многообразие ситуаций, в которых протекает познавательная деятельность. Можно выделить две большие группы мотивов учебной деятельности: мотивы достижения и познавательные мотивы.
Познавательной является такая мотивация, при которой неизвестное новое знание совпадает с целью познавательной деятельности. Мотивация достижения объединяет мотивы, при которых познавательная деятельность является лишь средством достижения цели, находящейся вне этой познавательной деятельности. В первом случае человека интересует процесс и содержание познаваемого, а во втором – тот прагматический результат, который может быть получен в результате каких-то познавательных усилий, например положительная или высокая оценка на экзаменах.
Соотношение различных мотивов обусловливает выбор содержания учебного процесса, конкретных форм и методов обучения, условия формирования познавательной активности личности. Из этого следует, что успешность обучения напрямую зависит от характера мотивации обоих субъектов педагогического процесса: и учителя, и учащихся.
Мотивы деятельности учителя выполняют целый ряд функций: побуждающую (стимулируют профессиональную активность), направляющую (определяют цель деятельности) и регулирующую (определяют ориентацию на содержание, процесс или результат деятельности). Профессиональные мотивы учителя выражаются в установках, потребности, педагогической позиции и выступают в следующих вариантах:
широкие социальные мотивы, выражающиеся в потребности средствами профессиональной деятельности выполнить социальный заказ, поставленные перед школой условиями современного общества;
мотивы личностного престижа, основанные на желании наиболее оптимально утвердить себя в профессиональной деятельности;
мотивы творческих достижений, позволяющие оптимально реализовать свой профессиональный и личностный потенциал средствами профессиональной деятельности.
Мотивы учебной деятельности учащихся, называющиеся учебной мотивацией и побуждающие к приобретению знаний, могут быть различны: социальные, моральные, познавательные, выделяют также мотивы общение и самовоспитание. Среди всех мотивов обучения самым действенным является интерес к предмету, который осознается учащимися раньше, чем другие мотивы учения, им они чаще руководствуются в своей деятельности, он для них более значим, имеет личностную ценность и поэтому является действенным, реальным мотивом учения. С появлением познавательной мотивации происходит перестройка психических процессов восприятия, памяти, мышления и других возможностей человека, способствующих выполнению той деятельности, которая вызвала интерес.
Мотивы учебной деятельности рассматриваются как частный вид мотивации, включенный в учебную деятельность и определяющийся спецификой этой деятельности:
- самой образовательной системой и конкретным образовательным учреждением;
- организацией образовательного процесса;
- субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка и его взаимодействие с другими учениками и т.д.);
- субъектными особенностями педагога и, прежде всего, системой его отношений к ученику и к своей профессиональной деятельности;
- спецификой учебного предмета и характером его преподавания.
Познавательная мотивация характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью:
направленность познавательной мотивации определяется ее соотнесенностью с широкими социальными потребностями (учиться, чтобы занять достойное место в обществе), познавательными потребностями (учиться, чтобы узнавать новое), внутренними потребностями (учиться, чтобы получить хорошую оценку);
устойчивость познавательной мотивации определяется характером ее проявления, выражающимся в любопытстве (ситуативно и кратковременно возникающем интересом к яркому, новому, интересному), любознательности (избирательном интересе к отдельным предметам или темам), стойком познавательном интересе (осознанном, ярко выраженным стремлением к освоению новых знаний);
динамичность познавательной мотивации выражается в том, что она может меняться в зависимости от объективных и субъективных факторов.
Наличие познавательной мотивации у ученика проявляется в следующих параметрах его личности и деятельности:
меняются мотивы учебной деятельности от чисто потребительских до глубоко личностных;
изменяется направленность интереса на осознание восприятия учебного материала;
смещается динамика отношения к вопросам практического применения, к чтению дополнительной литературы, к характеру познавательной деятельности на уроке (от репродуктивной к поисково-творческой);
растет взаимозависимость между знаниями по предмету и интересом к его изучению.
В общей системе учебно-воспитательного процесса роль познавательной мотивации настолько значима, что без нее не могут быть достигнуты общественно и личностно обусловленные цели учения. Поэтому формирование и развитие познавательной мотивации является потребностью современного образовательного процесса и предполагает целенаправленное приобщение учащихся к добыванию знаний, вырабатывания у них способности и потребности действовать активно.
- Теория обучения удк
- Рецензенты
- Оглавление
- Введение
- 1.1. Дидактика как теория обучения
- 1.2. Основные категории дидактики
- 1.3. Связь дидактики с другими науками
- 2.1. Сущность процесса обучения
- 2.2. Движущие силы, противоречия и логика процесса обучения
- 2.3. Функции процесса обучения
- Характеристика обучения в зависимости от применяемых методов
- Тема 3 методологические основы процесса обучения
- 3.1. Понятие о методологических основах процесса обучения
- 3.2. Научные подходы как методологическая основа процесса обучения
- 3.3. Закономерности процесса обучения
- 3.4. Принципы обучения
- 3.5. Дидактические концепции как методологическая основа процесса обучения
- Тема 4.
- 4.1. Теория проблемного обучения
- 4.2. Теория программированного обучения.
- 4.3. Теории развивающего обучения
- 4.4. Теория личностно ориентированного обучения
- 5.1. Понятие о целостном педагогическом процессе
- 5.2. Общность и специфика обучения и воспитания
- 5.3. Процесс обучения как целостная система
- 6.1. Цели обучения в средней школе
- 6.2. Таксономия целей обучения
- Категории учебных целей в познавательной области
- 7.1. Двусторонний и личностный характер обучения
- 7.2. Обучение как сотворчество учителя и ученика
- 7.3. Понятие о стиле преподавания и стиле учения
- Тема 8 мотивационный компонент учебного процесса
- 8.1. Понятие о мотивах познавательной деятельности
- 8.2. Виды познавательной мотивации
- 8.3. Познавательный интерес как высший уровень познавательной мотивации
- 9.2. Государственный образовательный стандарт
- 9.3. Учебные планы
- 9.3.1. Базисный учебный план
- Базисный учебный план
- Базисный учебный план для среднего (полного) общего образования
- 9.3.2. Типовой учебный план
- Примерный учебныЙ план физико-математического профиля среднего (полного) общего образования
- Примерный учебныЙ план химико-биологического профиля среднего (полного) общего образования
- Примерный учебныЙ план социально-экономического профиля среднего (полного) общего образования
- Примерный учебныЙ план филологического профиля среднего (полного) общего образования
- Примерный учебныЙ план
- Индустриально-технологического профиля
- Среднего (полного) общего образования
- Направление – электротехника/радиоэлектроника
- (*) Профильный учебный предмет на основе элементов государственного стандарта начального профессионального образования.
- Примерный учебныЙ план оборонно-спортивного профиля среднего (полного) общего образования
- Примерный учебныЙ план для универсального обучения (непрофильное обучение) среднего (полного) общего образования
- 9.3.3. Рабочий учебный план (учебный план общеобразовательной школы)
- 9.4. Учебные предметы, программы и учебная литература
- Тема 10
- 10.1. Понятие о методах обучения
- 10.1.1. Классификации методов обучения
- 10.1.2. Традиционные методы обучения
- 10.1.3. Активные методы обучения
- Активные методы обучения
- 10.2. Понятие о средствах обучения и их функциях в учебном процессе. Классификации средств обучения
- 10.3. Понятие об организационных формах обучения. Классификации организационных форм обучения
- 10.3.1. Формы организации всей системы обучения (системы обучения)
- 10.3.2. Формы организации учебной работы (виды занятий)
- 10.3.3. Формы учебной деятельности учащихся
- 6.4. Урок как основная форма обучения, виды, типы и структура уроков
- 10.5. Подготовка учителя к уроку
- 10.6. Требования к современному уроку
- 10.7. Понятие об анализе урока и требованиях к нему
- Виды анализа урока
- Пример отражения хода поэтапного анализа урока
- Тема 11. Контрольно-регулировочный компонент учебного процесса
- 11.1. Диагностика обученности учащихся
- 11.2. Виды контроля
- 11.3. Методы и приемы контроля
- 10.4. Формы контроля
- Тема 12
- 12.1. Особенности и проблемы современного учебного процесса
- 12.2. Современные модели организации обучения
- 12.4. Сущность инновационной педагогической деятельности.
- 12.4.1. Понятие об инновационной педагогической деятельности
- 12.3.2. Виды инновационной педагогической деятельности
- 12.3.3. Анализ инновационной педагогической деятельности
- 12.4. Авторская школа как вариант инновационной педагогической деятельности
- 12.5. Типология и многообразие образовательных учреждений
- Перечень типов и видов государственных и муниципальных образовательных учреждений
- I Тип — Дошкольное образовательное учреждение
- II Тип — Общеобразовательное учреждение
- III Тип — Общеобразовательная школа-интернат
- Вопросы к итоговому контролю