logo
Teoria_obuchenia_Moskva

6.1. Цели обучения в средней школе

Цели обучения – один из определяющих компонентов педагогической системы. Они зависят от социального заказа – требований общества к образованию граждан. Однако при построении педагогической системы цели конкретизируются на основе психолого-педагогических знаний.

В истории дидактических учений имеется два взгляда на цели обучения.

  1. Первый утверждает, что целью является развитие мышления, памяти, внимания, речи, воображения, способностей личности. Это получило название «формальное образование».

  2. Согласно второму, целью обучения является усвоение основ наук, формирование конкретных, нужных в жизни знаний. Это получило название «материальное образование».

Современная теория обучения считает, что развитие личности не происходит без освоения знаний. Поэтому цели общего образования конкретизируются в следующих задачах:

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определяет цели общего образования на современном этапе. Она подчеркивает необходимость ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования.

Цели обучения конкретной учебной дисциплины уточняют и определяют цели образования современного человека как таковые и цели конкретного образовательного учреждения с учетом специфики дисциплины, объема часов учебного курса, возрастных и других индивидуальных особенностей учащихся. В современной теории обучения чрезвычайно актуальным является требование диагностичности целей обучения. В исследованиях, проведенных В.П.Беспалько, указывается, что для диагностичной (Д) постановки любой цели требуется, чтобы она была точно описана (О), поддавалась измерению (Из) и существовала шкала ее оценки (Оц). Отсюда получается формула диагностичности:

Д = О + Из + Оц.

Невозможность выполнить хотя бы одну операцию из формулы диагностичности делает цель недиагностичной.

К целям обучения можно предъявить следующие требования: они должны быть жизненно необходимыми, реально достижимыми, точными, проверяемыми, систематизированными и полными без избыточности, т.е. должны быть диагностичными по всем основным свойствам личности.