12.1. Особенности и проблемы современного учебного процесса
Обучение – динамичный, постоянно обновляющийся процесс, чутко реагирующий на изменения социокультурной ситуации в конкретном обществе и мире в целом. Данная тенденция, имеющая место на всех этапах развития человеческого общества, стала особенно актуальной на современном этапе, поскольку школа, оснащенная техникой и идеями конца XX века, не может готовить личность к жизни в XXI веке из-за несоответствия темпов своего развития темпам социальных изменений в обществе.
В силу этого главной особенностью современного учебного процесса является его установка на подготовку подрастающего поколения, способного к опережающему мышлению, нацеленного на преобразовательные процессы в различных сферах жизнедеятельности современного общества, готового активно пополнять и обновлять свои знания. Это связано с тем, что в быстро меняющемся мире образование выступает важнейшим фактором общественных изменений, направленных на создание условий для самоопределения и самореализации личности на основе формирования у нее:
диалектического и образного мышления, широкого кругозора и творческого подхода к учебно-познавательным и жизненным проблемам;
способности к саморазвитию, открытию новой информации, поиску новых путей решения интеллектуальных задач;
жизненной стратегии, позволяющей без труда ориентироваться в быстро изменяющемся мире;
готовности оптимально самореализоваться в современное общество и нацеленности на его совершенствование;
картины мира, адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения);
индивидуально-личностной культуры, адекватный мировому уровню и позволяющей субъекту интегрироваться в мировое культурное и образовательное пространство.
В связи с этим важнейшей проблемой современного учебного процесса является поиск новых подходов к обучению, которые обеспечили бы переход от поддерживающего обучения к обучению опережающему. Так называемое поддерживающее обучение, сложившееся в недалеком прошлом в условиях индустриально-технократического общества, имеет в своей основе стандартные (традиционные) методы и правила, предназначенные для того, чтобы справляться с уже известными, повторяющимися ситуациями. В условиях обновляющегося мира система поддерживающего обучения уже не отвечает объективным требованиям времени, поскольку ее обращенность в прошлое, ориентированность на репродуктивную деятельность и повсеместная неудовлетворенность положением человека в подобном образовании породили разрыв между быстротекущей жизнью и школой.
В контексте современной социокультурной ситуации остро ощущается потребность в опережающем обучении как качественно иной альтернативе, нацеленной на стимулирование у обучающихся активного, осознанного подхода к процессу освоения знаний и эффективного их применения. В отличие от поддерживающего обучения, формирующего познающий интеллект, опережающее обучение должно формировать у обучающегося преобразующий (творческий) интеллект, позволяющий ему в будущем стать саморазвивающейся личностью, стремящейся к гармонии с природой, с другими людьми, государством, обществом, с мировым сообществом, нацеленной на познание и рациональное преобразование природы, общества и самого человека.
Достижение этого требует пересмотра этических и культурных аспектов в организации учебного процесса, в основе которого должны лежать следующие ценностные ориентации:
гуманизация, выражающаяся в приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, нацеленная на воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
развивающий характер образования, предполагающий ориентацию на личность, выдвижение целевой установки на овладение ею способами продуктивного мышления и деятельности;
индивидуализация обучения, предусматривающая развитие каждого субъекта в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями;
демократизация образования, выражающаяся в праве учеников на выбор своей траектории развития, на участие в управлении всеми педагогическими процессами;
гуманитаризация, предполагающая поворот знаний от технократической к целостной картине мира;
деидеологизация, запрещающая в образовательных учреждениях деятельность политических и религиозных партий и учреждений.
- Теория обучения удк
- Рецензенты
- Оглавление
- Введение
- 1.1. Дидактика как теория обучения
- 1.2. Основные категории дидактики
- 1.3. Связь дидактики с другими науками
- 2.1. Сущность процесса обучения
- 2.2. Движущие силы, противоречия и логика процесса обучения
- 2.3. Функции процесса обучения
- Характеристика обучения в зависимости от применяемых методов
- Тема 3 методологические основы процесса обучения
- 3.1. Понятие о методологических основах процесса обучения
- 3.2. Научные подходы как методологическая основа процесса обучения
- 3.3. Закономерности процесса обучения
- 3.4. Принципы обучения
- 3.5. Дидактические концепции как методологическая основа процесса обучения
- Тема 4.
- 4.1. Теория проблемного обучения
- 4.2. Теория программированного обучения.
- 4.3. Теории развивающего обучения
- 4.4. Теория личностно ориентированного обучения
- 5.1. Понятие о целостном педагогическом процессе
- 5.2. Общность и специфика обучения и воспитания
- 5.3. Процесс обучения как целостная система
- 6.1. Цели обучения в средней школе
- 6.2. Таксономия целей обучения
- Категории учебных целей в познавательной области
- 7.1. Двусторонний и личностный характер обучения
- 7.2. Обучение как сотворчество учителя и ученика
- 7.3. Понятие о стиле преподавания и стиле учения
- Тема 8 мотивационный компонент учебного процесса
- 8.1. Понятие о мотивах познавательной деятельности
- 8.2. Виды познавательной мотивации
- 8.3. Познавательный интерес как высший уровень познавательной мотивации
- 9.2. Государственный образовательный стандарт
- 9.3. Учебные планы
- 9.3.1. Базисный учебный план
- Базисный учебный план
- Базисный учебный план для среднего (полного) общего образования
- 9.3.2. Типовой учебный план
- Примерный учебныЙ план физико-математического профиля среднего (полного) общего образования
- Примерный учебныЙ план химико-биологического профиля среднего (полного) общего образования
- Примерный учебныЙ план социально-экономического профиля среднего (полного) общего образования
- Примерный учебныЙ план филологического профиля среднего (полного) общего образования
- Примерный учебныЙ план
- Индустриально-технологического профиля
- Среднего (полного) общего образования
- Направление – электротехника/радиоэлектроника
- (*) Профильный учебный предмет на основе элементов государственного стандарта начального профессионального образования.
- Примерный учебныЙ план оборонно-спортивного профиля среднего (полного) общего образования
- Примерный учебныЙ план для универсального обучения (непрофильное обучение) среднего (полного) общего образования
- 9.3.3. Рабочий учебный план (учебный план общеобразовательной школы)
- 9.4. Учебные предметы, программы и учебная литература
- Тема 10
- 10.1. Понятие о методах обучения
- 10.1.1. Классификации методов обучения
- 10.1.2. Традиционные методы обучения
- 10.1.3. Активные методы обучения
- Активные методы обучения
- 10.2. Понятие о средствах обучения и их функциях в учебном процессе. Классификации средств обучения
- 10.3. Понятие об организационных формах обучения. Классификации организационных форм обучения
- 10.3.1. Формы организации всей системы обучения (системы обучения)
- 10.3.2. Формы организации учебной работы (виды занятий)
- 10.3.3. Формы учебной деятельности учащихся
- 6.4. Урок как основная форма обучения, виды, типы и структура уроков
- 10.5. Подготовка учителя к уроку
- 10.6. Требования к современному уроку
- 10.7. Понятие об анализе урока и требованиях к нему
- Виды анализа урока
- Пример отражения хода поэтапного анализа урока
- Тема 11. Контрольно-регулировочный компонент учебного процесса
- 11.1. Диагностика обученности учащихся
- 11.2. Виды контроля
- 11.3. Методы и приемы контроля
- 10.4. Формы контроля
- Тема 12
- 12.1. Особенности и проблемы современного учебного процесса
- 12.2. Современные модели организации обучения
- 12.4. Сущность инновационной педагогической деятельности.
- 12.4.1. Понятие об инновационной педагогической деятельности
- 12.3.2. Виды инновационной педагогической деятельности
- 12.3.3. Анализ инновационной педагогической деятельности
- 12.4. Авторская школа как вариант инновационной педагогической деятельности
- 12.5. Типология и многообразие образовательных учреждений
- Перечень типов и видов государственных и муниципальных образовательных учреждений
- I Тип — Дошкольное образовательное учреждение
- II Тип — Общеобразовательное учреждение
- III Тип — Общеобразовательная школа-интернат
- Вопросы к итоговому контролю