5.3. Процесс обучения как целостная система
Обучение в структуре целостного педагогического процесса выступает как сложная и многоаспектная деятельность, в ходе которой решается целый комплекс задач (образование, воспитание, развитие, саморазвитие) и учитывается множество факторов объективного (изменение социального заказа в адрес школы; появление новых и удаление устаревших научных знаний в содержании образования; учет новых отечественных и зарубежных тенденций в методах и формах обучения) и субъективного характера (противоречия между требованиями педагога к уровню подготовленности ученика и его реальными знаниями; особенности личности педагога и ученика и многое другое). Чтобы обучение осуществлялось как целенаправленный и высокоэффективный процесс, оно должно выступать как целостная система (единство).
Обучение можно рассматривать целостной системой, потому что:
его можно четко структурировать, поскольку данный процесс имеет в своем составе отдельные элементы (компоненты), находящиеся в логической взаимосвязи и отражающие структуру любого вида деятельности, включающей цели, мотивы, содержание, методы, контроль, результаты;
все компоненты обучения как процесса находятся между собой в диалектическом единстве, поскольку изменение одного из компонентов с необходимостью влечет измения во всех других компонентах (например, изменение целей обучения потребует обновления содержания образования, существенно повлияет на отбор методов и конечный результат);
каждый компонент процесса обучения, в свою очередь, может быть представлен как отдельная целостная система меньшего порядка (система целей обучения, познавательных мотивов, методов, принципов, форм обучения).
Структуру (взаимосвязь между компонентами) процесса обучения как целостной системы можно охарактеризовать по аналогии с любым другим видом деятельности, которая с необходимостью должна включать следующие компоненты: цели деятельности; субъектов деятельности, мотивы деятельности; содержание деятельности; организацию деятельности; контроль и оценку результатов деятельности. Исходя из этого, структура учебного процесса должна включать:
цели обучения (целевой компонент);
обучающихся и педагогов, выступающих в роли субъектов (личностный компонент);
мотивы учебной деятельности (мотивационный компонент);
содержание учебного процесса (содержательный компонент);
организацию учебного процесса (деятельностно-операционный компонент);
результаты учебной деятельности (оценочно-результативный компонент).
Структурные компоненты обучения выявляются на каждом этапе (цикле) данного процесса: на всем периоде обучения в целом, в ходе изучения отдельной дисциплин, на каждом конкретном уроке. И всегда структурные компоненты процесса обучения находятся между собой в сложном диалектическом взаимодействии, выражающемся в том, что изменение одного компонента с необходимостью ведет к изменениям всех других компонентов.
1. Целевой компонент обучения объединяет совокупность целей обучения, под которыми понимается идеальное (мысленное) предвосхищение конечных результатов процесса, т.е. того, к чему должны стремиться педагог и учащиеся.
Цель обучения задается социальным заказом и определяется тем уровнем знаний, умений, навыков и качеств личности, которые актуальны требованиям общества на данном этапе его развития. Отмечено, что цель обучения как социальный заказ в условиях современного динамично развивающегося общества меняется с интервалом в 15-20 лет, поскольку она должна оперативно реагировать на смену социокультурной ситуации в стране и мире в целом.
В конкретном цикле учебного процесса цель обучения определяются на основе требований программы; учета особенностей данного класса; уровня предшествующей подготовленности, образованности, воспитанности и развитости учащихся; а также с учетом возможностей самого педагога (личностных, дидактических, временных) и возможностей данного образовательного учреждения (кадровых, материально-технических и др.).
2. Личностный компонент в структуре обучения объединяет субъектов учебного процесса, в качестве которых выступают педагоги и учащиеся. Важность данного компонента обуславливается тем, что успешность обучения напрямую зависит от того, насколько продуктивно в ходе данного процесса будут взаимодействовать учитель и учащиеся. В соответствии с требованиями современной дидактики изменились представления о характере взаимоотношений учителя и ученика, поскольку произошел перенос акцентов с обучающей деятельности преподавателя на познающую деятельность ученика. Это в корне изменило суть взаимодействия обучающихся и преподавателя, результатом чего стал переход от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от управления к самоуправлению.
Главным в деятельности преподавателя становится не трансляция учебного содержания, а равноправное личностное общение с обучающимся средствами своего предмета. Методы, формы, средства обучения служат единственной цели – созданию оптимальных условий для внутреннего процесса учения как постижения окружающего мира, наполненного для ученика личностно значимыми смыслами и ценностями.
В силу этого сотрудничество, взаимопонимание с учениками, создание условий для их внутреннего раскрепощения и высвобождения для творчества становятся основными задачами педагога. Для реализации этого в ходе учебного процесса необходимо использование не только коллективных, но и групповых форм организации обучения.
3. Мотивационный компонент в структуре обучения выделяется в силу того, что овладение изучаемым материалом и умственное развитие учащихся происходит в процессе их собственной активной учебно-познавательной деятельности, которая успешно осуществляется только при наличии высокой познавательной мотивации. В общепсихологическом контексте мотивация рассматривается как сложное объединение, «сплав» движущих сил, которые детерминируют человеческую деятельность. Познавательная мотивация понимается как частный вид мотивации, включенный в учебную деятельность. Наиболее распространенным видом познавательной мотивации является познавательный интерес.
4. Содержательный компонент в структуре учебного процесса отражает содержание обучения как совокупность знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся в ходе получения образования. Это самый динамичный компонент в структуре процесса обучения, поскольку именно он быстрее всего реагирует на социальный заказ общества и меняется в соответствии с требованиями времени, отражая потребность в освоении новых научных знаний, в пересмотре имеющихся с позиций современных мировоззренческих тенденций, в исключении из содержания образования устаревших (антинаучных или оказавшихся несостоятельными) знаний. Содержание обучения определяется учебным планом, государственными учебными программами и учебниками по данному предмету.
5. Деятельностно-операционный компонент в структуре процесса обучения отражает процессуальную сущность обучения, выявляя, как осуществляется взаимодействие педагога и учащихся в ходе передачи и освоения знаний, формирования умений и навыков. Данный структурный компонент процесса обучения выступает как организационный и в наибольшей степени определяет, каким путем (как? в ходе чего? с помощью чего?) происходят передача и освоение знаний. Содержание деятельностно-операционного компонента раскрывается в понятиях «методы», «формы», «приемы» и «средства» обучения.
Современные тенденции отечественной и мировой педагогики требуют, чтобы овладение изучаемым материалом, осуществляясь под руководством учителя, представляло бы собой своеобразный процесс самостоятельного «открытия» учеником уже имеющихся в науке знаний. В силу этого содержание деятельностно-операционного компонента должны составлять такие методы, приемы, формы и средства обучения, позволяющие в ходе обучения определенным образом «воссоздавать», но только в более свернутом виде те мыслительные и практические операции (действий), которые совершались в процессе научного познания.
6. Оценочно-результативный компонент в структуре учебного процесса необходим в силу того, что оценка учителем качества успеваемости учащихся и побуждение их к самооценке результатов собственной деятельности и выступает важнейшим стимулом обучения. Результаты процесса обучения имеют количественные (отметка и оценка) и качественные характеристики (глубина, широта, прочность, системность, осознанность знаний; автоматизм умений и навыков и др.).
Тема 6
ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
- Теория обучения удк
- Рецензенты
- Оглавление
- Введение
- 1.1. Дидактика как теория обучения
- 1.2. Основные категории дидактики
- 1.3. Связь дидактики с другими науками
- 2.1. Сущность процесса обучения
- 2.2. Движущие силы, противоречия и логика процесса обучения
- 2.3. Функции процесса обучения
- Характеристика обучения в зависимости от применяемых методов
- Тема 3 методологические основы процесса обучения
- 3.1. Понятие о методологических основах процесса обучения
- 3.2. Научные подходы как методологическая основа процесса обучения
- 3.3. Закономерности процесса обучения
- 3.4. Принципы обучения
- 3.5. Дидактические концепции как методологическая основа процесса обучения
- Тема 4.
- 4.1. Теория проблемного обучения
- 4.2. Теория программированного обучения.
- 4.3. Теории развивающего обучения
- 4.4. Теория личностно ориентированного обучения
- 5.1. Понятие о целостном педагогическом процессе
- 5.2. Общность и специфика обучения и воспитания
- 5.3. Процесс обучения как целостная система
- 6.1. Цели обучения в средней школе
- 6.2. Таксономия целей обучения
- Категории учебных целей в познавательной области
- 7.1. Двусторонний и личностный характер обучения
- 7.2. Обучение как сотворчество учителя и ученика
- 7.3. Понятие о стиле преподавания и стиле учения
- Тема 8 мотивационный компонент учебного процесса
- 8.1. Понятие о мотивах познавательной деятельности
- 8.2. Виды познавательной мотивации
- 8.3. Познавательный интерес как высший уровень познавательной мотивации
- 9.2. Государственный образовательный стандарт
- 9.3. Учебные планы
- 9.3.1. Базисный учебный план
- Базисный учебный план
- Базисный учебный план для среднего (полного) общего образования
- 9.3.2. Типовой учебный план
- Примерный учебныЙ план физико-математического профиля среднего (полного) общего образования
- Примерный учебныЙ план химико-биологического профиля среднего (полного) общего образования
- Примерный учебныЙ план социально-экономического профиля среднего (полного) общего образования
- Примерный учебныЙ план филологического профиля среднего (полного) общего образования
- Примерный учебныЙ план
- Индустриально-технологического профиля
- Среднего (полного) общего образования
- Направление – электротехника/радиоэлектроника
- (*) Профильный учебный предмет на основе элементов государственного стандарта начального профессионального образования.
- Примерный учебныЙ план оборонно-спортивного профиля среднего (полного) общего образования
- Примерный учебныЙ план для универсального обучения (непрофильное обучение) среднего (полного) общего образования
- 9.3.3. Рабочий учебный план (учебный план общеобразовательной школы)
- 9.4. Учебные предметы, программы и учебная литература
- Тема 10
- 10.1. Понятие о методах обучения
- 10.1.1. Классификации методов обучения
- 10.1.2. Традиционные методы обучения
- 10.1.3. Активные методы обучения
- Активные методы обучения
- 10.2. Понятие о средствах обучения и их функциях в учебном процессе. Классификации средств обучения
- 10.3. Понятие об организационных формах обучения. Классификации организационных форм обучения
- 10.3.1. Формы организации всей системы обучения (системы обучения)
- 10.3.2. Формы организации учебной работы (виды занятий)
- 10.3.3. Формы учебной деятельности учащихся
- 6.4. Урок как основная форма обучения, виды, типы и структура уроков
- 10.5. Подготовка учителя к уроку
- 10.6. Требования к современному уроку
- 10.7. Понятие об анализе урока и требованиях к нему
- Виды анализа урока
- Пример отражения хода поэтапного анализа урока
- Тема 11. Контрольно-регулировочный компонент учебного процесса
- 11.1. Диагностика обученности учащихся
- 11.2. Виды контроля
- 11.3. Методы и приемы контроля
- 10.4. Формы контроля
- Тема 12
- 12.1. Особенности и проблемы современного учебного процесса
- 12.2. Современные модели организации обучения
- 12.4. Сущность инновационной педагогической деятельности.
- 12.4.1. Понятие об инновационной педагогической деятельности
- 12.3.2. Виды инновационной педагогической деятельности
- 12.3.3. Анализ инновационной педагогической деятельности
- 12.4. Авторская школа как вариант инновационной педагогической деятельности
- 12.5. Типология и многообразие образовательных учреждений
- Перечень типов и видов государственных и муниципальных образовательных учреждений
- I Тип — Дошкольное образовательное учреждение
- II Тип — Общеобразовательное учреждение
- III Тип — Общеобразовательная школа-интернат
- Вопросы к итоговому контролю