logo
Teoria_obuchenia_Moskva

5.3. Процесс обучения как целостная система

Обучение в структуре целостного педагогического процесса выступает как сложная и многоаспектная деятельность, в ходе которой решается целый комплекс задач (образование, воспитание, развитие, саморазвитие) и учитывается множество факторов объективного (изменение социального заказа в адрес школы; появление новых и удаление устаревших научных знаний в содержании образования; учет новых отечественных и зарубежных тенденций в методах и формах обучения) и субъективного характера (противоречия между требованиями педагога к уровню подготовленности ученика и его реальными знаниями; особенности личности педагога и ученика и многое другое). Чтобы обучение осуществлялось как целенаправленный и высокоэффективный процесс, оно должно выступать как целостная система (единство).

Обучение можно рассматривать целостной системой, потому что:

Структуру (взаимосвязь между компонентами) процесса обучения как целостной системы можно охарактеризовать по аналогии с любым другим видом деятельности, которая с необходимостью должна включать следующие компоненты: цели деятельности; субъектов деятельности, мотивы деятельности; содержание деятельности; организацию деятельности; контроль и оценку результатов деятельности. Исходя из этого, структура учебного процесса должна включать:

Структурные компоненты обучения выявляются на каждом этапе (цикле) данного процесса: на всем периоде обучения в целом, в ходе изучения отдельной дисциплин, на каждом конкретном уроке. И всегда структурные компоненты процесса обучения находятся между собой в сложном диалектическом взаимодействии, выражающемся в том, что изменение одного компонента с необходимостью ведет к изменениям всех других компонентов.

1. Целевой компонент обучения объединяет совокупность целей обучения, под которыми понимается идеальное (мысленное) предвосхищение конечных результатов процесса, т.е. того, к чему должны стремиться педагог и учащиеся.

Цель обучения задается социальным заказом и определяется тем уровнем знаний, умений, навыков и качеств личности, которые актуальны требованиям общества на данном этапе его развития. Отмечено, что цель обучения как социальный заказ в условиях современного динамично развивающегося общества меняется с интервалом в 15-20 лет, поскольку она должна оперативно реагировать на смену социокультурной ситуации в стране и мире в целом.

В конкретном цикле учебного процесса цель обучения определяются на основе требований программы; учета особенностей данного класса; уровня предшествующей подготовленности, образованности, воспитанности и развитости учащихся; а также с учетом возможностей самого педагога (личностных, дидактических, временных) и возможностей данного образовательного учреждения (кадровых, материально-технических и др.).

2. Личностный компонент в структуре обучения объединяет субъектов учебного процесса, в качестве которых выступают педагоги и учащиеся. Важность данного компонента обуславливается тем, что успешность обучения напрямую зависит от того, насколько продуктивно в ходе данного процесса будут взаимодействовать учитель и учащиеся. В соответствии с требованиями современной дидактики изменились представления о характере взаимоотношений учителя и ученика, поскольку произошел перенос акцентов с обучающей деятельности преподавателя на познающую деятельность ученика. Это в корне изменило суть взаимодействия обучающихся и преподавателя, результатом чего стал переход от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от управления к самоуправлению.

Главным в деятельности преподавателя становится не трансляция учебного содержания, а равноправное личностное общение с обучающимся средствами своего предмета. Методы, формы, средства обучения служат единственной цели – созданию оптимальных условий для внутреннего процесса учения как постижения окружающего мира, наполненного для ученика личностно значимыми смыслами и ценностями.

В силу этого сотрудничество, взаимопонимание с учениками, создание условий для их внутреннего раскрепощения и высвобождения для творчества становятся основными задачами педагога. Для реализации этого в ходе учебного процесса необходимо использование не только коллективных, но и групповых форм организации обучения.

3. Мотивационный компонент в структуре обучения выделяется в силу того, что овладение изучаемым материалом и умственное развитие учащихся происходит в процессе их собственной активной учебно-познавательной деятельности, которая успешно осуществляется только при наличии высокой познавательной мотивации. В общепсихологическом контексте мотивация рассматривается как сложное объединение, «сплав» движущих сил, которые детерминируют человеческую деятельность. Познавательная мотивация понимается как частный вид мотивации, включенный в учебную деятельность. Наиболее распространенным видом познавательной мотивации является познавательный интерес.

4. Содержательный компонент в структуре учебного процесса отражает содержание обучения как совокупность знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся в ходе получения образования. Это самый динамичный компонент в структуре процесса обучения, поскольку именно он быстрее всего реагирует на социальный заказ общества и меняется в соответствии с требованиями времени, отражая потребность в освоении новых научных знаний, в пересмотре имеющихся с позиций современных мировоззренческих тенденций, в исключении из содержания образования устаревших (антинаучных или оказавшихся несостоятельными) знаний. Содержание обучения определяется учебным планом, государственными учебными программами и учебниками по данному предмету.

5. Деятельностно-операционный компонент в структуре процесса обучения отражает процессуальную сущность обучения, выявляя, как осуществляется взаимодействие педагога и учащихся в ходе передачи и освоения знаний, формирования умений и навыков. Данный структурный компонент процесса обучения выступает как организационный и в наибольшей степени определяет, каким путем (как? в ходе чего? с помощью чего?) происходят передача и освоение знаний. Содержание деятельностно-операционного компонента раскрывается в понятиях «методы», «формы», «приемы» и «средства» обучения.

Современные тенденции отечественной и мировой педагогики требуют, чтобы овладение изучаемым материалом, осуществляясь под руководством учителя, представляло бы собой своеобразный процесс самостоятельного «открытия» учеником уже имеющихся в науке знаний. В силу этого содержание деятельностно-операционного компонента должны составлять такие методы, приемы, формы и средства обучения, позволяющие в ходе обучения определенным образом «воссоздавать», но только в более свернутом виде те мыслительные и практические операции (действий), которые совершались в процессе научного познания.

6. Оценочно-результативный компонент в структуре учебного процесса необходим в силу того, что оценка учителем качества успеваемости учащихся и побуждение их к самооценке результатов собственной деятельности и выступает важнейшим стимулом обучения. Результаты процесса обучения имеют количественные (отметка и оценка) и качественные характеристики (глубина, широта, прочность, системность, осознанность знаний; автоматизм умений и навыков и др.).

Тема 6

ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА