12.3.3. Анализ инновационной педагогической деятельности
Чтобы анализировать инновационные педагогические достижения не поверхностно и эмоционально, а рассматривать аргументирование, всесторонне, целостно, как системно развивающееся единство, направленное на реализацию требований личностно ориентированного образовательного процесса, необходимо ориентироваться на ряд критериев:
результативность – получение высоких качественных и количественных результатов в обучении и воспитании;
стабильность – наличие не временного, а длительного успеха, устойчивость результатов;
оптимальность – удачное сочетание методов, приемов, форм и средств в работе учителя, рациональность затрат времени, усилий и средств;
комплексность – установка на гармоничное развитие личности, получение «побочного результата», выражающегося в широком интеллектуальном, эмоциональном, творческом развитии учащихся;
широта возможностей – использование малого числа приемов в различных комбинациях;
действенность – разрешение в рамках данной инновации основных противоречий современной школы, соответствие нового актуальным задачам обучения и воспитания;
перспективность – учет в рамках инновационной деятельности тенденций общественного развития, требований жизни, социального заказа;
системность – наличие в работе логики, обосновывающей выбор применяемых методов, форм и средств работы;
научность – доказательность и обоснованность всех выводов, содержащихся в идеях новшества и позволяющих реализовать данные идеи в реальной практике;
применимость – соответствие педагогической инновации реальным учебным возможностям учащихся и возможностям основной массы учителей.
Пути распространения инновационной педагогической деятельности разнообразны, их принято делить на устные и письменные. К устным формам распространения педагогических инноваций относятся:
сообщения представителей администрации на педсоветах или методических объединениях об удачных находках отдельных учителей: постановке оригинальных познавательных задач, новых приемах и методах работы на уроке или во внеклассной воспитательной деятельности, удачных образцах заданий, интересно подобранном дидактическом материала и пр.;
выступление самого учителя-новатора с рассказом о новых приемах и формах работы по обучению и воспитанию, с демонстрацией образцов ученических работ, наглядных пособий, дидактических материалов;
проведение открытых уроков и воспитательных мероприятий;
работа творческих групп учителей, занимающихся изучением инновационной деятельности того или иного педагога, проверкой возможностей ее применения о собственной практической деятельности, выработкой конкретных рекомендаций по ее использованию в массовой практике;
фиксация образцов инновационной деятельности на кино- и фотопленку, когда в центре изображения оказывается не учитель, а подготовленные к уроку пособия, оформление доски, учительского стола, интересные этапы работы учеников, оригинальные приемы работы.
Письменные формы распространения инновационной педагогической деятельности разнообразнее по вариантам и сложнее по содержанию. К ним относятся:
образцы планов и конспектов учителей по различным проблемам обучения и воспитания, снабженные примечаниями и пояснениями либо самих педагогов, либо работников администрации;
сменные витрины со специально подобранным материалом о том или ином аспекте инновационной деятельности под рубриками "Педагогическая информация", "Учителя учатся", "Педагогические инновации в действии", "Новое на уроке", "Экспресс-информация";
выпуск тематических бюллетеней, посвященных анализу инновационной деятельности учителя, члена данного коллектива, или педагога, получившего широкую известность;
описание учителем своей системы инновационной деятельности в виде выступления на педагогическом совете или методическом объединении;
библиографическое описание литературы по проблеме с указанием выходных данных того или иного источника (книги, статьи), с кратким анализом содержания материала и рекомендациями по его использованию в массовой практике;
составление картотеки по анализу всей инновационной системы работы учителя или по описанию отдельных, наиболее удачных педагогических находок.
Достаточно часто к анализу инновационной педагогической деятельности привлекаются сами педагоги, его творцы и носители. При этом может возникнуть парадоксальная ситуация: учителя, демонстрирующие отличные практические результаты в обучении и воспитании, зачастую оказываются теоретически беспомощными в научном осмыслении собственных достижений.
Наиболее распространенными ошибками учителей, описывающих свои инновации для распространения их в массовой практике, являются следующие:
сухая констатация фактов, когда дается лишь перечень действий и мероприятий, а методическая (операционная) сторона остается нераскрытой, в результате нет ответа на вопрос, почему учитель поступает так, что дают ему те или иные действия;
в другом случае методика описывается, но сводится лишь к общим словам – перечню методов и принципов дидактики ("учитель использует проблемные вопросы", "интересно строится индивидуальная работа с учащимися" и т. п.), в то время как гораздо важнее раскрыть, какие конкретные действия и в какой последовательности применяет учитель;
иногда описываются лишь действия учителя, без анализа обратной связи, т. е. без показа того, как воспринимают эти действия ученики, как идет педагогическое взаимодействие, как относятся учащиеся к учителю и предмету в целом;
в другом случае могут описываться лишь действия учеников, а деятельность учителя остается без анализа;
описываются лишь достижения и успехи учителя, а затруднения, противоречия и конфликты, имеющие место в работе каждого педагога, не раскрываются; в результате создается впечатление, что данная инновационная практика снимает все проблемы учебно-воспитательного процесса;
достаточно часто в описании того или иной деятельности отсутствуют логика и системность изложения, стиль описания – протокольно-отчетный или лирически-эмоциональный.
Учителям, анализирующим свою инновационную деятельность или описывающим достижения своих коллег, надо помнить ряд методических советов и рекомендаций:
1) определить, какими противоречиями современного учебно-воспитательного процесса вызвано появление данной инновационной деятельности, какие проблемы она разрешает;
2) выделить главную идею новшества, определить, что можно использовать в работе других учителей;
3) выяснить, нет ли перегрузок у учащихся, не достигаются ли успехи за счет других дисциплин;
4) определить научную достоверность новшества, его соответствие требованиям педагогики и психологии, возрастным и индивидуальным особенностям учащихся;
5) выяснить, в какой степени данная инновационная деятельность способствует развитию познавательной активности и творческих способностей учащихся;
6) выявить систему работы учителя, последовательно описав методические приемы, применяемые учителем, и ответные действия учащихся, оценить их целесообразность и результативность;
7) вскрыть трудности, недостатки н противоречия в работе учителя, показать, какие вопросы не нашли решения в его инновационной педагогической деятельности;
8) определить границы применения данного новшества, выявив, при каких условиях оно дает хороший результат, когда не срабатывает;
9) сделать вывод о ценности данной инновационной педагогической деятельности и целесообразности ее распространения в массовой практике;
10) ознакомить коллег с данным новшеством, разъяснить преимущества инновационной технологии, показать ее в действии;
11) обучить коллег новой передовой технологии через методические семинары, педагогические чтения;
12) познакомить коллег с необходимой документацией, поместив в методическом уголке тезисы выступления учителя- новатора, его тематические и поурочные планы;
13) изучить результаты внедрения инновационной педагогической деятельности в массовую практику.
Важный момент анализа инновационной педагогической деятельности – правильное ее описание, которое бывает различным в зависимости от охвата:
монографическое исследование личности и системы работы того или иного учителя, когда дается подробное описание с образцами документации, чертежами, фотоматериалами;
описание отдельных сторон педагогического процесса.
Наиболее распространенной формой описания инновационной деятельности является карточка, составленная по определенной схеме.
1. Аспект педагогического процесса, к которому данная инновация относится.
2. Фамилия, имя, отчество учителя-новатора.
3. Учебный предмет, по которому работает данный учитель, стаж работы учителя, образование, звание.
4. Краткое (200-250 слов) описание инновационной системы работы или отдельного факта, в ходе которого раскрываются действия учителя, направленные на разрешение определенной учебно-познавательной или воспитательной задачи, ответные действия учащихся и достигнутый результат.
5. Анализ и оценка новшества, его достоинства и недостатки, границы применения.
6. Источник получения информации о новшестве (какая информация имеется в школе, где можно с ней ознакомиться).
7. Подпись лица, составившего карточку, дата ее заполнения.
Подобные карточки не могут давать достаточно полного описания инновационной деятельности того или иного учителя, они, скорее, носят информационный характер и предполагают дальнейшее, более детальное изучение новшества на основе информационной карты, которая составляется по следующей схеме:
Автор новшества – фамилия, имя, отчество учителя, преподаваемый им предмет, стаж работы, звания и награды.
Адрес новшества – город, школа, классы, в которых работает учитель- новатор.
Содержание новшества – наименование проблемы, над которой работает учитель, противоречия современного учебно-воспитательного процесса, вызвавшие появление данной инновационной деятельности.
Личная концепция автора – основные педагогические идеи, положенные в основу данной деятельности и вытекающие из необходимости разрешить названные выше противоречия.
Творческие находки автора – определение вида объекта инновационной педагогической деятельности и доказательное подкрепление этого примерами из опыта организации уроков, элементами педагогической технологии учителя.
Теоретическая интерпретация опыта – подробное описание достоинств и недостатков новшества на основе критериев инновационной педагогической деятельности (результативность; стабильность и т. д.).
Источник информации – указание источников, по которым можно ознакомиться с данным новшеством.
Экспертное заключение – указание на то, кто, где и когда выносил заключение о ценности данного новшества.
Внедрение новшества – перечень учителей, членов данного коллектива или других школ, которые работают по применению данной инновационной деятельности в массовой практике обучения и воспитания.
Таковы, в общих чертах, требования к анализу инновационной педагогической деятельности, позволяющие осмыслить ее как явление педагогической действительности.
- Теория обучения удк
- Рецензенты
- Оглавление
- Введение
- 1.1. Дидактика как теория обучения
- 1.2. Основные категории дидактики
- 1.3. Связь дидактики с другими науками
- 2.1. Сущность процесса обучения
- 2.2. Движущие силы, противоречия и логика процесса обучения
- 2.3. Функции процесса обучения
- Характеристика обучения в зависимости от применяемых методов
- Тема 3 методологические основы процесса обучения
- 3.1. Понятие о методологических основах процесса обучения
- 3.2. Научные подходы как методологическая основа процесса обучения
- 3.3. Закономерности процесса обучения
- 3.4. Принципы обучения
- 3.5. Дидактические концепции как методологическая основа процесса обучения
- Тема 4.
- 4.1. Теория проблемного обучения
- 4.2. Теория программированного обучения.
- 4.3. Теории развивающего обучения
- 4.4. Теория личностно ориентированного обучения
- 5.1. Понятие о целостном педагогическом процессе
- 5.2. Общность и специфика обучения и воспитания
- 5.3. Процесс обучения как целостная система
- 6.1. Цели обучения в средней школе
- 6.2. Таксономия целей обучения
- Категории учебных целей в познавательной области
- 7.1. Двусторонний и личностный характер обучения
- 7.2. Обучение как сотворчество учителя и ученика
- 7.3. Понятие о стиле преподавания и стиле учения
- Тема 8 мотивационный компонент учебного процесса
- 8.1. Понятие о мотивах познавательной деятельности
- 8.2. Виды познавательной мотивации
- 8.3. Познавательный интерес как высший уровень познавательной мотивации
- 9.2. Государственный образовательный стандарт
- 9.3. Учебные планы
- 9.3.1. Базисный учебный план
- Базисный учебный план
- Базисный учебный план для среднего (полного) общего образования
- 9.3.2. Типовой учебный план
- Примерный учебныЙ план физико-математического профиля среднего (полного) общего образования
- Примерный учебныЙ план химико-биологического профиля среднего (полного) общего образования
- Примерный учебныЙ план социально-экономического профиля среднего (полного) общего образования
- Примерный учебныЙ план филологического профиля среднего (полного) общего образования
- Примерный учебныЙ план
- Индустриально-технологического профиля
- Среднего (полного) общего образования
- Направление – электротехника/радиоэлектроника
- (*) Профильный учебный предмет на основе элементов государственного стандарта начального профессионального образования.
- Примерный учебныЙ план оборонно-спортивного профиля среднего (полного) общего образования
- Примерный учебныЙ план для универсального обучения (непрофильное обучение) среднего (полного) общего образования
- 9.3.3. Рабочий учебный план (учебный план общеобразовательной школы)
- 9.4. Учебные предметы, программы и учебная литература
- Тема 10
- 10.1. Понятие о методах обучения
- 10.1.1. Классификации методов обучения
- 10.1.2. Традиционные методы обучения
- 10.1.3. Активные методы обучения
- Активные методы обучения
- 10.2. Понятие о средствах обучения и их функциях в учебном процессе. Классификации средств обучения
- 10.3. Понятие об организационных формах обучения. Классификации организационных форм обучения
- 10.3.1. Формы организации всей системы обучения (системы обучения)
- 10.3.2. Формы организации учебной работы (виды занятий)
- 10.3.3. Формы учебной деятельности учащихся
- 6.4. Урок как основная форма обучения, виды, типы и структура уроков
- 10.5. Подготовка учителя к уроку
- 10.6. Требования к современному уроку
- 10.7. Понятие об анализе урока и требованиях к нему
- Виды анализа урока
- Пример отражения хода поэтапного анализа урока
- Тема 11. Контрольно-регулировочный компонент учебного процесса
- 11.1. Диагностика обученности учащихся
- 11.2. Виды контроля
- 11.3. Методы и приемы контроля
- 10.4. Формы контроля
- Тема 12
- 12.1. Особенности и проблемы современного учебного процесса
- 12.2. Современные модели организации обучения
- 12.4. Сущность инновационной педагогической деятельности.
- 12.4.1. Понятие об инновационной педагогической деятельности
- 12.3.2. Виды инновационной педагогической деятельности
- 12.3.3. Анализ инновационной педагогической деятельности
- 12.4. Авторская школа как вариант инновационной педагогической деятельности
- 12.5. Типология и многообразие образовательных учреждений
- Перечень типов и видов государственных и муниципальных образовательных учреждений
- I Тип — Дошкольное образовательное учреждение
- II Тип — Общеобразовательное учреждение
- III Тип — Общеобразовательная школа-интернат
- Вопросы к итоговому контролю