7.2. Обучение как сотворчество учителя и ученика
Эффективность процесса обучения с позиций современной дидактической концепции во многом определяется сотворчеством его участников, под которым понимается взаимосвязанный процесс духовного обмена между учителем и учащимися, ведущий к формированию и развитию познавательной деятельности и других общественно значимых качеств личности. Чтобы обучение осуществлялось как процесс сотворчества учителя и учащихся, оба субъекта должны тесно взаимодействовать, в идеале одновременно устремляясь к заданной цели.
Как показывает анализ практики, в ходе учебного процесса имеют место несколько вариантов взаимодействия учителя и учащихся, не все из которых реализовываются как содружество и сотворчество.
1. Традиционный вариант, основанный на прямом взаимодействии учителя одновременно со всеми учащимися. В ходе такого взаимодействия может передаваться большой объем информации, однако нарушается принцип индивидуального подхода к обучаемым, отсутствует обратная связь, а, следовательно, и возможность оперативной коррекции.
2. Аудиовизуальный вариант, основанный на взаимодействии педагога с учащимися посредством технических средств (чаще всего – персонального компьютера), что позволяет увеличить информационные возможности в ходе взаимодействия. Для организации такого взаимодействия требуются определенные затраты, связанные со специальной подготовкой дидактических материалов и обслуживающего персонала. С точки зрения качества усвоения информации особых преимуществ данный вариант не имеет.
3. Вариант «педагог-консультант», основанный на прямом, но эпизодическом взаимодействии учителя с одним учеником. В ходе данного взаимодействия учитель дает ученику задание, но не вникает в качество его выполнения и не осуществляет оперативную коррекцию. В результате эффективность такого взаимодействия получается низкой.
4. Вариант «индивидуального пользования» представляет опосредованное взаимодействие учителя и ученика и имеет место в ходе самостоятельной работы, когда роль педагога-консультанта выполняет книга или персональный компьютер. Ученик предоставлен сам себе, разъяснения непонятного не получает. Данное взаимодействие является малоэффективным.
5. Вариант «малая группа» основан на прямом взаимодействии педагога с 5-7 учениками. Из-за малого числа обучаемых учитель имеет возможность обеспечить обратную связь и при необходимости оказать помощь в индивидуальном порядке. Эффективность взаимодействия достаточно высока, но связана со значительным увеличением нагрузки на учителя.
6. Вариант «автоматизированный класс» основан на опосредованном взаимодействии учителя и учащихся, которое обеспечивает возможность индивидуального темпа работы каждого обучаемого с общим или различным учебным материалом. В числе недостатков – не адаптированность учебных материалов к индивидуальным различиям в подготовленности обучаемых и высокие первоначальные затраты на подготовку дидактических материалов.
7. Вариант «репетитор» обеспечивает непосредственный контакт между учеником и учителем, который регулярно следит за ходом усвоения материала и оперативно вносит коррективы. При таком взаимодействии учебный процесс высоко эффективен, но требует больших временных и материальных затрат.
8. Вариант «адаптивное программное управление» основан на опосредованном взаимодействии педагога и обучающихся на основе работы с программами, рассчитанными на выборочные ответы и позволяющими учитывать индивидуальную подготовку учащихся. Недостатком является сложность ввода новой информации при уже отлаженной программе.
Таким образом, становится очевидным, что ни один из перечисленных вариантов прямого или опосредованного взаимодействия не отвечает современным требованиям к учебному процессу как сотворчеству учителя и учащихся. Для соответствия данным требованиям необходима комбинация различных вариантов взаимодействия.
Комбинированная система взаимодействия 1 + 4 основывается на сочетании традиционного обучения и самостоятельной работы учащихся с учебником или техническим средством. На практике могут встретиться две крайности:
преподаватель буквально излагает все то, что ученик может прочесть в учебнике;
преподаватель видит свою роль в том, чтобы указать ученику, что и где он должен прочесть в учебнике.
Комбинированная система взаимодействия 1 + 2 + 4 рассматривается как современная, сочетая традиционное взаимодействие учителя со всем классом, самостоятельную работу учащихся и возможности технических средств обучения (персонального компьютера).
Комбинированная система взаимодействия 1 + 2 + 7 + 8 рассматривается как программированное обучение. Этот вариант взаимодействия в наибольшей степени позволяет использовать преимущества как коллективного, так и индивидуального обучения, обеспечивая педагогу оперативный контроль за ходом учебного процесса, освобождая его от рутинной и непродуктивной работы.
Анализ массовой практики показывает, что в наибольшей степени сотворчеству учителя и учащихся способствует педагогическая поддержка как особая, скрытая от глаз воспитанников позиция педагога, основанная на тесном взаимосвязанном и взаимодополняющем деятельностном общении, характерными признаками которого выступают:
диалогичность во взаимоотношениях учащихся и педагога;
деятельностно-творческий характер взаимодействия;
направленность на поддержку индивидуального развития личности;
предоставление личности необходимого пространства для принятия самостоятельных решений, творческого выбора содержания и способов учения и поведения.
В ходе педагогической поддержки содружество двух субъектов учебного процесса должно основываться на возможности совместно творчески решать и преодолевать учебно-познавательные и жизненные проблемы. Для достижения этого педагогическая поддержка должна включать ряд шагов:
совместное обнаружение учителем и учеником учебно-познавательной проблемы, возникшей в ходе выполнения задания;
выявление тех внутренних возможностей, которые реально (или потенциально) присутствуют у ученика и могут помочь ему в решении данной учебно-познавательной проблемы;
проектирование деятельности по оптимальному решению учебно-познавательной проблемы доступными для данного ученика способами (опора на реальное);
развитие тех внутренних возможностей ученика, которые могут быть у него реально развиты в ходе выполнения данной учебно-познавательной деятельности (опора на потенциальное).
Таким образом, понимая сильные и слабые стороны каждого ученика, педагог побуждает его опереться на свои внутренние силы, помогает там, где он объективно не может сам найти адекватного решения.
- Теория обучения удк
- Рецензенты
- Оглавление
- Введение
- 1.1. Дидактика как теория обучения
- 1.2. Основные категории дидактики
- 1.3. Связь дидактики с другими науками
- 2.1. Сущность процесса обучения
- 2.2. Движущие силы, противоречия и логика процесса обучения
- 2.3. Функции процесса обучения
- Характеристика обучения в зависимости от применяемых методов
- Тема 3 методологические основы процесса обучения
- 3.1. Понятие о методологических основах процесса обучения
- 3.2. Научные подходы как методологическая основа процесса обучения
- 3.3. Закономерности процесса обучения
- 3.4. Принципы обучения
- 3.5. Дидактические концепции как методологическая основа процесса обучения
- Тема 4.
- 4.1. Теория проблемного обучения
- 4.2. Теория программированного обучения.
- 4.3. Теории развивающего обучения
- 4.4. Теория личностно ориентированного обучения
- 5.1. Понятие о целостном педагогическом процессе
- 5.2. Общность и специфика обучения и воспитания
- 5.3. Процесс обучения как целостная система
- 6.1. Цели обучения в средней школе
- 6.2. Таксономия целей обучения
- Категории учебных целей в познавательной области
- 7.1. Двусторонний и личностный характер обучения
- 7.2. Обучение как сотворчество учителя и ученика
- 7.3. Понятие о стиле преподавания и стиле учения
- Тема 8 мотивационный компонент учебного процесса
- 8.1. Понятие о мотивах познавательной деятельности
- 8.2. Виды познавательной мотивации
- 8.3. Познавательный интерес как высший уровень познавательной мотивации
- 9.2. Государственный образовательный стандарт
- 9.3. Учебные планы
- 9.3.1. Базисный учебный план
- Базисный учебный план
- Базисный учебный план для среднего (полного) общего образования
- 9.3.2. Типовой учебный план
- Примерный учебныЙ план физико-математического профиля среднего (полного) общего образования
- Примерный учебныЙ план химико-биологического профиля среднего (полного) общего образования
- Примерный учебныЙ план социально-экономического профиля среднего (полного) общего образования
- Примерный учебныЙ план филологического профиля среднего (полного) общего образования
- Примерный учебныЙ план
- Индустриально-технологического профиля
- Среднего (полного) общего образования
- Направление – электротехника/радиоэлектроника
- (*) Профильный учебный предмет на основе элементов государственного стандарта начального профессионального образования.
- Примерный учебныЙ план оборонно-спортивного профиля среднего (полного) общего образования
- Примерный учебныЙ план для универсального обучения (непрофильное обучение) среднего (полного) общего образования
- 9.3.3. Рабочий учебный план (учебный план общеобразовательной школы)
- 9.4. Учебные предметы, программы и учебная литература
- Тема 10
- 10.1. Понятие о методах обучения
- 10.1.1. Классификации методов обучения
- 10.1.2. Традиционные методы обучения
- 10.1.3. Активные методы обучения
- Активные методы обучения
- 10.2. Понятие о средствах обучения и их функциях в учебном процессе. Классификации средств обучения
- 10.3. Понятие об организационных формах обучения. Классификации организационных форм обучения
- 10.3.1. Формы организации всей системы обучения (системы обучения)
- 10.3.2. Формы организации учебной работы (виды занятий)
- 10.3.3. Формы учебной деятельности учащихся
- 6.4. Урок как основная форма обучения, виды, типы и структура уроков
- 10.5. Подготовка учителя к уроку
- 10.6. Требования к современному уроку
- 10.7. Понятие об анализе урока и требованиях к нему
- Виды анализа урока
- Пример отражения хода поэтапного анализа урока
- Тема 11. Контрольно-регулировочный компонент учебного процесса
- 11.1. Диагностика обученности учащихся
- 11.2. Виды контроля
- 11.3. Методы и приемы контроля
- 10.4. Формы контроля
- Тема 12
- 12.1. Особенности и проблемы современного учебного процесса
- 12.2. Современные модели организации обучения
- 12.4. Сущность инновационной педагогической деятельности.
- 12.4.1. Понятие об инновационной педагогической деятельности
- 12.3.2. Виды инновационной педагогической деятельности
- 12.3.3. Анализ инновационной педагогической деятельности
- 12.4. Авторская школа как вариант инновационной педагогической деятельности
- 12.5. Типология и многообразие образовательных учреждений
- Перечень типов и видов государственных и муниципальных образовательных учреждений
- I Тип — Дошкольное образовательное учреждение
- II Тип — Общеобразовательное учреждение
- III Тип — Общеобразовательная школа-интернат
- Вопросы к итоговому контролю