10.6. Требования к современному уроку
Урок как основная форма обучения с позиций современной дидактики должен отвечать целому ряду требований, которые принято структурировать по целому ряду параметров.
1. Внешняя организованность:
своевременное начало и окончание урока;
соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил.
2. Внутренняя целенаправленность:
ясно сформулированные цели и задачи как всего урока, так и отдельных его этапов;
своевременное и четкое их доведение до сознания учащихся;
отбор наиболее рациональных методов и средств обучения в строгом соответствии с поставленными целями, содержанием материала, особенностями класса, возможностями учителя.
3. Четкое построение:
целесообразное разделение урока на этапы, отобранные в соответствии с уровнем подготовленности учащихся;
ясное представление учителем и учащимися характера и последовательности работы на каждом этапе урока;
логическая взаимосвязь в переходах от одного этапа урока к другому;
учет дидактических ценностей отдельных частей материала, распределение их в соответствии с динамикой работоспособности учащихся на уроке;
целесообразная смена видов и форм работы.
4. Содержательная глубина:
выбор в изучаемом материале наиболее значимых для формирования личности разделов и тем;
четкое понимание учителем развивающего, обучающего, воспитывающего потенциала отобранного материала;
опора на сознательное усвоение материала на основе познавательного интереса учащихся;
четкое выделение наиболее существенного материала, качественная его проработка и прочное закрепление в обобщениях, итогах и выводах.
5. Создание благоприятного микроклимата:
осуществление индивидуального н дифференцированного подхода к учащимся на основе учета различий в мышлении, внимании, памяти, темпераменте, способностях и т. д.;
совместное творческое взаимодействие учителя и учащихся, а также учащихся между собой;
создание ситуации удовлетворенности успехами в обучении;
объективность в оценке знаний, умений и навыков.
6. Интенсификация и оптимизация деятельности:
насыщенность урока разнообразными и результативными учебно-познавательными действиями;
рациональное использование каждой минуты урока;
отсутствие перегруженности на уроке, сокращение объема домашнего задания;
своевременное и рациональное использование ТСО и возможностей кабинетной системы.
7. Высокая результативность:
осуществление межпредметных и внутрипредметных связей;
актуализация опорных знаний, умений н навыков при переходе к новому материалу;
нацеленность на максимально высокие результаты, которые можно достичь в данном классе.
Основным требованием к современному уроку является его высокая эффективность, путями повышения которой выступают:
1) иллюстрация изучаемого материала событиями современного состояния науки с использованием примеров из техники, литературы, повседневной жизни;
2) разбор парадоксов, характерных для данной области научного знания;
3) опровержение предрассудков, связанных с содержанием изучаемого материала;
4) создание различных ситуаций, не имеющих место в данной научной сфере, но дающих повод для проведения мысленного эксперимента;
5) проведение экскурсов в историю становления и развития данной науки;
6) широкое применение учебного диалога, позволяющего ученикам высказывать и отстаивать собственную точку зрения;
7) гибкое использование активных методов обучения и форм работы учащихся, адекватных целям урока и содержанию изучаемого материала.
- Теория обучения удк
- Рецензенты
- Оглавление
- Введение
- 1.1. Дидактика как теория обучения
- 1.2. Основные категории дидактики
- 1.3. Связь дидактики с другими науками
- 2.1. Сущность процесса обучения
- 2.2. Движущие силы, противоречия и логика процесса обучения
- 2.3. Функции процесса обучения
- Характеристика обучения в зависимости от применяемых методов
- Тема 3 методологические основы процесса обучения
- 3.1. Понятие о методологических основах процесса обучения
- 3.2. Научные подходы как методологическая основа процесса обучения
- 3.3. Закономерности процесса обучения
- 3.4. Принципы обучения
- 3.5. Дидактические концепции как методологическая основа процесса обучения
- Тема 4.
- 4.1. Теория проблемного обучения
- 4.2. Теория программированного обучения.
- 4.3. Теории развивающего обучения
- 4.4. Теория личностно ориентированного обучения
- 5.1. Понятие о целостном педагогическом процессе
- 5.2. Общность и специфика обучения и воспитания
- 5.3. Процесс обучения как целостная система
- 6.1. Цели обучения в средней школе
- 6.2. Таксономия целей обучения
- Категории учебных целей в познавательной области
- 7.1. Двусторонний и личностный характер обучения
- 7.2. Обучение как сотворчество учителя и ученика
- 7.3. Понятие о стиле преподавания и стиле учения
- Тема 8 мотивационный компонент учебного процесса
- 8.1. Понятие о мотивах познавательной деятельности
- 8.2. Виды познавательной мотивации
- 8.3. Познавательный интерес как высший уровень познавательной мотивации
- 9.2. Государственный образовательный стандарт
- 9.3. Учебные планы
- 9.3.1. Базисный учебный план
- Базисный учебный план
- Базисный учебный план для среднего (полного) общего образования
- 9.3.2. Типовой учебный план
- Примерный учебныЙ план физико-математического профиля среднего (полного) общего образования
- Примерный учебныЙ план химико-биологического профиля среднего (полного) общего образования
- Примерный учебныЙ план социально-экономического профиля среднего (полного) общего образования
- Примерный учебныЙ план филологического профиля среднего (полного) общего образования
- Примерный учебныЙ план
- Индустриально-технологического профиля
- Среднего (полного) общего образования
- Направление – электротехника/радиоэлектроника
- (*) Профильный учебный предмет на основе элементов государственного стандарта начального профессионального образования.
- Примерный учебныЙ план оборонно-спортивного профиля среднего (полного) общего образования
- Примерный учебныЙ план для универсального обучения (непрофильное обучение) среднего (полного) общего образования
- 9.3.3. Рабочий учебный план (учебный план общеобразовательной школы)
- 9.4. Учебные предметы, программы и учебная литература
- Тема 10
- 10.1. Понятие о методах обучения
- 10.1.1. Классификации методов обучения
- 10.1.2. Традиционные методы обучения
- 10.1.3. Активные методы обучения
- Активные методы обучения
- 10.2. Понятие о средствах обучения и их функциях в учебном процессе. Классификации средств обучения
- 10.3. Понятие об организационных формах обучения. Классификации организационных форм обучения
- 10.3.1. Формы организации всей системы обучения (системы обучения)
- 10.3.2. Формы организации учебной работы (виды занятий)
- 10.3.3. Формы учебной деятельности учащихся
- 6.4. Урок как основная форма обучения, виды, типы и структура уроков
- 10.5. Подготовка учителя к уроку
- 10.6. Требования к современному уроку
- 10.7. Понятие об анализе урока и требованиях к нему
- Виды анализа урока
- Пример отражения хода поэтапного анализа урока
- Тема 11. Контрольно-регулировочный компонент учебного процесса
- 11.1. Диагностика обученности учащихся
- 11.2. Виды контроля
- 11.3. Методы и приемы контроля
- 10.4. Формы контроля
- Тема 12
- 12.1. Особенности и проблемы современного учебного процесса
- 12.2. Современные модели организации обучения
- 12.4. Сущность инновационной педагогической деятельности.
- 12.4.1. Понятие об инновационной педагогической деятельности
- 12.3.2. Виды инновационной педагогической деятельности
- 12.3.3. Анализ инновационной педагогической деятельности
- 12.4. Авторская школа как вариант инновационной педагогической деятельности
- 12.5. Типология и многообразие образовательных учреждений
- Перечень типов и видов государственных и муниципальных образовательных учреждений
- I Тип — Дошкольное образовательное учреждение
- II Тип — Общеобразовательное учреждение
- III Тип — Общеобразовательная школа-интернат
- Вопросы к итоговому контролю