3.4. Принципы обучения
На основе дидактических закономерностей формулируются принципы обучения – нормативные требования к организации и проведению учебного процесса.
Руководствуясь ими, педагог регулирует свою деятельность в соответствии с возрастом учащихся, особенностями класса, характером изучаемого материала, собственными возможностями. Принципы обучения, в отличие от закономерностей, носят субъективный характер. Эта субъективность выражается в том, что, не зная того или иного принципа и игнорируя его в своей деятельности, учитель не может эффективно осуществлять педагогический процесс и добиваться высоких результатов.
Дидактические принципы, или правила обучения – одна из наиболее исследованных категорий в теории обучения, поскольку все крупнейшие педагоги вносили свой вклад в их разработку. Отдельные принципы существуют в неизменной трактовке длительное время; другие подвергаются существенному переосмыслению. Так, принципы наглядности, доступности, последовательности обучения и принцип прочности знаний были разработаны еще Я.А. Коменским и почти без изменений дошли до наших дней. А выдвинутый им же принцип природосообразности в современной дидактике породил принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей.
В современной дидактике нет единства в подходах к классификации принципов обучения. Чаще других выделяют следующие принципы:
принцип воспитывающего обучения, согласно которому обучение должно не только давать знания, но и формировать качества личности содержанием изучаемого материала, методами и формами работы учащихся;
принцип научности обучения требует, чтобы содержание изучаемого материала знакомило учащихся с объективными научными фактами, теориями, законами, отражало бы современное состояние наук;
принцип систематичности обучения предполагает преподавание и усвоение знаний в определенной системе, структурирующей весь изучаемый материал на основе родо-видовых, причинно-следственных связей, с позиций выделения общего и частного, отдельных фактов и обобщающих выводов;
принцип последовательности обучения требует логического построения содержания изучаемого материала и методики его подачи, при котором осуществляется динамика продвижения мыслительных и практических действий учащихся от простого – к сложному, от известного – к неизвестному;
принцип наглядности в обучении – «золотое правило» дидактики (Я.А. Коменский) – требует максимально полного использования в учебном процессе органов чувств учащихся; в целях чего надо дать возможность наблюдать, измерять, проводить опыты, практически работать, применять наглядные средства: модели, рисунки, лабораторное оборудование;
принцип доступности обучения предполагает, что отбор дидактического материала надо проводить на основе оптимального соотношения сложности и занимательности, а при выборе методов его освоения учитывать возраст учащихся и уровень их реальных мыслительных и практических действий;
принцип сознательности и активности личности в обучении основывается на понимании того, что обучение эффективно, если ученики являются активными субъектами познавательной деятельности, т.е. осознают цели учения, планируют и организуют свою работу, умеют себя проверить, проявляют интерес к знаниям, ставят проблемы и умеют искать их решение;
принцип прочности знаний требует, чтобы весь изученный материал содержался не в оперативной, а в долговременной памяти учащихся, что достигается осознанностью и структурированностью знаний, умением связать теорию с практикой, выделить базовые понятия;
принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей основывается на максимальной приближенности учебного процесса к реальным возможностям и особенностям конкретного класса и отдельных учащихся, что требует от учителя ведения индивидуальной и дифференцированной работы, использования разнообразных вариантов учебного сотрудничества.
Следует отметить, что принципы современной дидактики образуют систему, целостное единство, взаимосвязь. Все вместе они отражают основные особенности процесса обучения, дают учителю совокупность указаний к эффективной организации учебного процесса.
- Теория обучения удк
- Рецензенты
- Оглавление
- Введение
- 1.1. Дидактика как теория обучения
- 1.2. Основные категории дидактики
- 1.3. Связь дидактики с другими науками
- 2.1. Сущность процесса обучения
- 2.2. Движущие силы, противоречия и логика процесса обучения
- 2.3. Функции процесса обучения
- Характеристика обучения в зависимости от применяемых методов
- Тема 3 методологические основы процесса обучения
- 3.1. Понятие о методологических основах процесса обучения
- 3.2. Научные подходы как методологическая основа процесса обучения
- 3.3. Закономерности процесса обучения
- 3.4. Принципы обучения
- 3.5. Дидактические концепции как методологическая основа процесса обучения
- Тема 4.
- 4.1. Теория проблемного обучения
- 4.2. Теория программированного обучения.
- 4.3. Теории развивающего обучения
- 4.4. Теория личностно ориентированного обучения
- 5.1. Понятие о целостном педагогическом процессе
- 5.2. Общность и специфика обучения и воспитания
- 5.3. Процесс обучения как целостная система
- 6.1. Цели обучения в средней школе
- 6.2. Таксономия целей обучения
- Категории учебных целей в познавательной области
- 7.1. Двусторонний и личностный характер обучения
- 7.2. Обучение как сотворчество учителя и ученика
- 7.3. Понятие о стиле преподавания и стиле учения
- Тема 8 мотивационный компонент учебного процесса
- 8.1. Понятие о мотивах познавательной деятельности
- 8.2. Виды познавательной мотивации
- 8.3. Познавательный интерес как высший уровень познавательной мотивации
- 9.2. Государственный образовательный стандарт
- 9.3. Учебные планы
- 9.3.1. Базисный учебный план
- Базисный учебный план
- Базисный учебный план для среднего (полного) общего образования
- 9.3.2. Типовой учебный план
- Примерный учебныЙ план физико-математического профиля среднего (полного) общего образования
- Примерный учебныЙ план химико-биологического профиля среднего (полного) общего образования
- Примерный учебныЙ план социально-экономического профиля среднего (полного) общего образования
- Примерный учебныЙ план филологического профиля среднего (полного) общего образования
- Примерный учебныЙ план
- Индустриально-технологического профиля
- Среднего (полного) общего образования
- Направление – электротехника/радиоэлектроника
- (*) Профильный учебный предмет на основе элементов государственного стандарта начального профессионального образования.
- Примерный учебныЙ план оборонно-спортивного профиля среднего (полного) общего образования
- Примерный учебныЙ план для универсального обучения (непрофильное обучение) среднего (полного) общего образования
- 9.3.3. Рабочий учебный план (учебный план общеобразовательной школы)
- 9.4. Учебные предметы, программы и учебная литература
- Тема 10
- 10.1. Понятие о методах обучения
- 10.1.1. Классификации методов обучения
- 10.1.2. Традиционные методы обучения
- 10.1.3. Активные методы обучения
- Активные методы обучения
- 10.2. Понятие о средствах обучения и их функциях в учебном процессе. Классификации средств обучения
- 10.3. Понятие об организационных формах обучения. Классификации организационных форм обучения
- 10.3.1. Формы организации всей системы обучения (системы обучения)
- 10.3.2. Формы организации учебной работы (виды занятий)
- 10.3.3. Формы учебной деятельности учащихся
- 6.4. Урок как основная форма обучения, виды, типы и структура уроков
- 10.5. Подготовка учителя к уроку
- 10.6. Требования к современному уроку
- 10.7. Понятие об анализе урока и требованиях к нему
- Виды анализа урока
- Пример отражения хода поэтапного анализа урока
- Тема 11. Контрольно-регулировочный компонент учебного процесса
- 11.1. Диагностика обученности учащихся
- 11.2. Виды контроля
- 11.3. Методы и приемы контроля
- 10.4. Формы контроля
- Тема 12
- 12.1. Особенности и проблемы современного учебного процесса
- 12.2. Современные модели организации обучения
- 12.4. Сущность инновационной педагогической деятельности.
- 12.4.1. Понятие об инновационной педагогической деятельности
- 12.3.2. Виды инновационной педагогической деятельности
- 12.3.3. Анализ инновационной педагогической деятельности
- 12.4. Авторская школа как вариант инновационной педагогической деятельности
- 12.5. Типология и многообразие образовательных учреждений
- Перечень типов и видов государственных и муниципальных образовательных учреждений
- I Тип — Дошкольное образовательное учреждение
- II Тип — Общеобразовательное учреждение
- III Тип — Общеобразовательная школа-интернат
- Вопросы к итоговому контролю