logo
Teoria_obuchenia_Moskva

3.3. Закономерности процесса обучения

В ряду методологических основ процесса обучения традиционно рассматриваются закономерности обучения – объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами процесса обучения.

Поскольку процесс обучения – сложное, динамическое, многофакторное явление, в современной дидактике нет единого подхода к трактовке и классификации закономерностей обучения. В ряде источников, ориентируясь на различные стороны учебного процесса, выделяют следующие группы закономерностей:

Нам представляется, что данная (и подобные ей) классификации закономерностей обучения излишне формализованы и усложнены, в силу чего нами выделяются внешние и внутренние закономерности процесса обучения.

Внешние закономерности характеризуют зависимость обучения от общественных процессов и условий: социально-экономической и политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества в определенном типе личности и уровне его образования. В обобщенном виде их можно сформулировать следующим образом: цели, содержание и методы обучения всегда носят социально обусловленный характер, отражая требования общества к уровню образования личности;

К внутренним закономерностям относятся связи между компонентами процесса обучения (целями, содержанием, методами, средствами и формами), между характером деятельности учителя и деятельностью учащихся; между отношением учащихся к процессу обучения и эффективностью результатов данного процесса.

В контексте этого среди закономерностей учебного процесса в качестве приоритетных нами выделяются следующие:

Объективный характер закономерностей как категории дидактики выражается в том, что они всегда присутствуют в учебном процессе, не зависимо от того, знает или не знает о них педагог, ориентируется или не ориентируется на них в ходе своей деятельности.