logo
Teoria_obuchenia_Moskva

10.3. Понятие об организационных формах обучения. Классификации организационных форм обучения

Одним из элементов педагогической системы являются организационные формы обучения. Эта категория обозначает внешнюю сторону организации процесса обучения, определяющую, когда, где, кто и как обучается.

Если принципы обучения говорят, почему надо так обучать, методы объясняют суть учебного взаимодействия, то формы определяют, как в реальных условиях организовать обучение.

Формы организации обучения (организационные формы) – это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме.

Они имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем. Установление форм обучения зависит от других элементов педагогической системы: от целей, содержания, методов и средств, состава учителей и учеников, а также материальных условий обучения.

При классификации организационных форм обучения можно выделить три плоскости их рассмотрения:

  1. формы организации всей системы обучения (системы обучения);

  2. формы организации учебной работы (виды занятий);

  3. формы учебной деятельности учащихся.