12.3.2. Виды инновационной педагогической деятельности
Многообразие видов инновационной педагогической деятельности не поддается четкому разграничению. В отдельных исследованиях инновационная педагогическая деятельность классифицируется в зависимости от:
1) сферы, в которых осуществляются новшества, затрагивающие:
- содержание и структуру обучения;
- технологии обучения;
- организацию процесса учения, преподавания и обучения;
- средства обучения;
- систему управления учебно-воспитательным процессом;
2) способа осуществления нововведений, что позволяет выделить:
- систематические, плановые (прогнозируемые), заранее задуманные;
- спонтанные, случайные, стихийные.
3) глубины и полноты инноваций:
- массовые, крупные, глобальные, стратегические, существенные, глубокие и др.;
- мелкие, малые, частичные и др.
4) в зависимости от характера протекания инновационной деятельности:
- внешние (нетрадиционные технологии, методы, формы и средства обучения и воспитания; иной режим жизнедеятельности учащихся, новые условия функционирования учреждения и др.);
- внутренние, дающие более высокие результаты обучения, достигнутые в определенный отрезок времени (качество и прочность знаний, уровень усвоения систем знаний, сформированность познавательных и исследовательских действий, интегративных и обобщенных умений).
Наиболее значительной разновидностью инновационной педагогической деятельности выступает система работы учителя. Инновационной может считаться система работа, в рамках которой педагог:
при постановке задач обучения и воспитания на первое место ставит учет перспектив формирования личности в процессе ее саморазвития;
при организации учебно-воспитательной работы отбирает наиболее рациональные методы, формы и средства в строгом соответствии с поставленными целями, содержанием материала, особенностями класса, собственными возможностями;
осуществляет индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся на основе учета различий в характере, темпераменте, способностях, мотивах поведения и деятельности, уровне развития познавательного интереса;
в педагогическом взаимодействии с учащимися использует широкий спектр методов, приемов и средств воздействия, отбирая те, что наиболее оптимально соответствуют реализации требований личностно ориентированного образования;
в полной мере владеет методикой психолого-педагогического диагностирования и прогнозирования и с этих позиций постоянно оценивает собственную профессиональную деятельность, стремясь совершенствовать её за счет достижений в различных областях обучения и воспитания;
используя педагогические инновации, выявляет сущность нового, учитывает его достоинства и недостатки, применяет чужие достижения, перерабатывая их творчески, с учетом индивидуально-личностных особенностей и возможностей.
Основными видами системы работы учителя выступают педагогическое мастерство, педагогическое творчество и педагогическое новаторство.
Педагогическое мастерство – система работы учителя, характеризующаяся осознанным, разнообразным и гибким применением в собственной практике методов, приемов, форм и средств работы, давно и прочно вошедших в педагогику и частные методики. Этот вид педагогической деятельности отличается владением методикой учебно-воспитательной работы на высоком профессиональном уровне:
удачно подобранными примерами, оригинально и занимательно составленными задачами;
гибко и тонко разработанной системой поощрений и оценок, четко налаженной обратной связью (устными и письменными ответами);
собственным почерком и стилем работы учителя;
оригинальным построением уроков, эффективной организацией различных видов работы учащихся;
специально подобранными или самостоятельно изготовленными наглядными пособиями, дающими дополнительный эффект в обучении.
Традиционной данная педагогическая деятельность является в силу того, что в ней не создается ничего принципиально нового, однако применение хорошо известных в теории и практике приемов, методов и форм работы поднято до уровня подлинного мастерства, что позволяет достигать стабильно высоких результатов в учебно-воспитательном процессе.
Педагогическое творчество – система работы учителя, характеризующаяся внесением в образовательную практику существенно новых элементов педагогической технологии, т.е. применением новых методов, приемов, форм и средств работы с учащимися. О педагогическом творчестве речь идет, когда учитель модернизирует отдельные примы и средства работы, оснащая свою деятельность следующими компонентами:
разработкой новых приемов работы учителя и учащихся;
подбором оригинальных средств обучения по отдельным разделам или всему учебному предмету в целом;
созданием принципиально новых типов наглядных пособий и дидактического материала;
использованием нестандартных, более эффективных форм работы с личностью и коллективом;
обновлением содержания образования в отдельных аспектах.
При этом основу педагогической деятельности в рамках педагогического творчества составляют традиционные образовательные технологии, вот почему данный вид педагогической деятельности можно рассматривать как переходную стадию между массовой и инновационной педагогической деятельностью.
Педагогическое новаторство – система работы учителя, характеризующаяся поисками принципиально новых путей решения учебно-воспитательных задач. Для новаторской (инновационной) педагогической деятельности свойственно вступать в резкий конфликт с деятельностью массовой, потому что она сильно отличается от общепринятых норм и требует изменения учебных планов, программ, учебников, освоения нового режима жизнедеятельности того или иного образовательного учреждения.
Педагогическое новаторство – наиболее спорный и противоречивый вид педагогической деятельности, поскольку его результаты трудно измерить количественными показателями: они нацелены на глубинные, качественные изменения личности и коллектива и не всегда заметны сразу. Для педагогического новаторства характерны следующие отличительные особенности:
использование продуктивных педагогических технологий, новых по форме и эффективных по характеру воздействия;
устойчивая высокая результативность, нацеленность на «косвенные» показатели в обучении и воспитании (развитие мышления и творческих способностей учащихся, установка на становление процессов «самости»: саморазвитие, самовоспитание, самореализация и др.);
обучение на высоком уровне сложности с применением активных методов, требующих осознанного применения знаний;
налаживание обратной связи, контакт и взаимодействие с классом, опора на педагогику сотрудничества как основу совместного деятельностного общения учителя с учениками.
Деление педагогической деятельности на педагогическое мастерство, педагогическое творчество и педагогическое новаторство во многом условно, поскольку между различными ее видами существует тесное единство, основанное на взаимопереходах и взаимосвязи.
Деятельность инновационных учебных заведений как разновидность инновационной педагогической деятельности вызвана тем, что период преобразования общества порождает школу нового типа, которая ведет поиск путей достижения вечных, инвариантных целей образования: подготовить молодое поколение к жизни, к адаптации в социуме и его преобразованию; развить потребность и способности человека, его ориентации в жизни, стимулирующие самореализацию.
Инновационные учебные заведения – это, прежде всего, школа нового типа, основанная на динамике и творчестве в содержании, в педагогических технологиях, в реализации альтернативных педагогических идей. Это вариативная школа, лишенная единообразия, школа дифференцированного обучения, школа с гибкими образовательными программами.
Инновационные школы обеспечивают реформу образования образцами новой практики (через демонстрацию собственных подходов к обучению и воспитанию); новыми педагогическими и психологическими знаниями (через исследования и разработки педагогов) и сетью распространения новых идей (через происходящую в этих школах переподготовку учителей). Поэтому они выступают движущей основой нынешнего этапа образовательной реформы.
Появление инновационных образовательных учреждений вызвано рядом объективных причин многоаспектного характера. Во-первых, социально-экономическая реальность актуализировала потребность в подготовке людей, умеющих решать интеллектуальные, аналитические и творческие задачи, которые под силу только целенаправленно подготовленным личностям. На этот, еще не сформулированный официально, новый социальный заказ быстрее всего отозвались и продолжают отзываться лицеи, гимназии, колледжи, которые смогли перестроить свою жизнедеятельность в соответствии с новыми требованиями, получив статус инновационных учебных заведений.
Во-вторых, сегодня педагогическая общественность пытается осознать и принять в качестве основной идею развития. Несмотря на ее внешнюю простоту и кажущуюся доступность, тем не менее, учителя пока далеки от массового применения этой идеи в своей повседневной практике. В традиционном учебном процессе идея развития сводится, в основном, к тому, что учитель исходит из цели последовательного формирования способностей и умений учащегося, предлагая познавательные задачи возрастающей сложности. Таким образом, вместо развития в широком понимании этого процесса имеет место поэтапное формирование алгоритма определенной деятельности.
Нельзя сказать, что существующие «разрывы» между идеей развития и практикой ее применения не возникают в деятельности инновационных школ. Однако бесспорен тот факт, что многие инновационные учебные заведения стоят ближе к обеспечению действительного развития личности в условиях обучения. Основная причина этого заключается в особых условиях жизнедеятельности инновационной школы: лучшей кадровой, материальной и интеллектуальной обеспеченности их педагогического процесса, стремлением лучше зарекомендовать себя на рынке педагогических услуг.
Таким образом, появление инновационных образовательных учреждений обусловлено рядом причин социально-экономического и культурного характера:
возросшими запросами определенных социальных групп населения на создание образовательных структур, позволяющих выражать и обслуживать их интересы;
отсутствием механизмов «быстрого реагирования» на этот запрос со стороны образовательных учреждений, функционирующих в традиционном режиме;
массовым характером движения к «новому знанию» педагогов, не получивших возможности для реализации своих творческих интересов в рамках государственной системы образования и желающих создавать собственные модели школ.
Деятельность инновационных образовательных учреждений затрагивает фундаментальные аспекты реорганизации современного образования и направлена на:
признание самоценности человеческой личности как носителя высоких гуманистических начал;
осознание права личности учителя и ученика на свободное развитие;
представление о творческой природе личности, понимание необходимости для ее реализации духовных затрат и самосовершенствования;
развитие гуманитарной культуры как комплекса качеств личности (единства внутренней нравственной сущности и внешней поведенческой выразительности, тонкого восприятия прекрасного и безобразного в человеческих отношениях, чуткости, отзывчивости, оптимизма, доброты и др.).
Чтобы получить статус инновационного, образовательное учреждение должно:
осуществлять инновационные процессы, динамику и творчество в содержании, в педагогических технологиях, в реализации альтернативных педагогических идей;
делать установку на вариативность, быть лишенным единообразия;
вводить дифференцированное обучение (разнотемповое в начальных классах, разноуровневое – в средних, разнопрофильное – в старших);
иметь гибкие образовательные программы.
- Теория обучения удк
- Рецензенты
- Оглавление
- Введение
- 1.1. Дидактика как теория обучения
- 1.2. Основные категории дидактики
- 1.3. Связь дидактики с другими науками
- 2.1. Сущность процесса обучения
- 2.2. Движущие силы, противоречия и логика процесса обучения
- 2.3. Функции процесса обучения
- Характеристика обучения в зависимости от применяемых методов
- Тема 3 методологические основы процесса обучения
- 3.1. Понятие о методологических основах процесса обучения
- 3.2. Научные подходы как методологическая основа процесса обучения
- 3.3. Закономерности процесса обучения
- 3.4. Принципы обучения
- 3.5. Дидактические концепции как методологическая основа процесса обучения
- Тема 4.
- 4.1. Теория проблемного обучения
- 4.2. Теория программированного обучения.
- 4.3. Теории развивающего обучения
- 4.4. Теория личностно ориентированного обучения
- 5.1. Понятие о целостном педагогическом процессе
- 5.2. Общность и специфика обучения и воспитания
- 5.3. Процесс обучения как целостная система
- 6.1. Цели обучения в средней школе
- 6.2. Таксономия целей обучения
- Категории учебных целей в познавательной области
- 7.1. Двусторонний и личностный характер обучения
- 7.2. Обучение как сотворчество учителя и ученика
- 7.3. Понятие о стиле преподавания и стиле учения
- Тема 8 мотивационный компонент учебного процесса
- 8.1. Понятие о мотивах познавательной деятельности
- 8.2. Виды познавательной мотивации
- 8.3. Познавательный интерес как высший уровень познавательной мотивации
- 9.2. Государственный образовательный стандарт
- 9.3. Учебные планы
- 9.3.1. Базисный учебный план
- Базисный учебный план
- Базисный учебный план для среднего (полного) общего образования
- 9.3.2. Типовой учебный план
- Примерный учебныЙ план физико-математического профиля среднего (полного) общего образования
- Примерный учебныЙ план химико-биологического профиля среднего (полного) общего образования
- Примерный учебныЙ план социально-экономического профиля среднего (полного) общего образования
- Примерный учебныЙ план филологического профиля среднего (полного) общего образования
- Примерный учебныЙ план
- Индустриально-технологического профиля
- Среднего (полного) общего образования
- Направление – электротехника/радиоэлектроника
- (*) Профильный учебный предмет на основе элементов государственного стандарта начального профессионального образования.
- Примерный учебныЙ план оборонно-спортивного профиля среднего (полного) общего образования
- Примерный учебныЙ план для универсального обучения (непрофильное обучение) среднего (полного) общего образования
- 9.3.3. Рабочий учебный план (учебный план общеобразовательной школы)
- 9.4. Учебные предметы, программы и учебная литература
- Тема 10
- 10.1. Понятие о методах обучения
- 10.1.1. Классификации методов обучения
- 10.1.2. Традиционные методы обучения
- 10.1.3. Активные методы обучения
- Активные методы обучения
- 10.2. Понятие о средствах обучения и их функциях в учебном процессе. Классификации средств обучения
- 10.3. Понятие об организационных формах обучения. Классификации организационных форм обучения
- 10.3.1. Формы организации всей системы обучения (системы обучения)
- 10.3.2. Формы организации учебной работы (виды занятий)
- 10.3.3. Формы учебной деятельности учащихся
- 6.4. Урок как основная форма обучения, виды, типы и структура уроков
- 10.5. Подготовка учителя к уроку
- 10.6. Требования к современному уроку
- 10.7. Понятие об анализе урока и требованиях к нему
- Виды анализа урока
- Пример отражения хода поэтапного анализа урока
- Тема 11. Контрольно-регулировочный компонент учебного процесса
- 11.1. Диагностика обученности учащихся
- 11.2. Виды контроля
- 11.3. Методы и приемы контроля
- 10.4. Формы контроля
- Тема 12
- 12.1. Особенности и проблемы современного учебного процесса
- 12.2. Современные модели организации обучения
- 12.4. Сущность инновационной педагогической деятельности.
- 12.4.1. Понятие об инновационной педагогической деятельности
- 12.3.2. Виды инновационной педагогической деятельности
- 12.3.3. Анализ инновационной педагогической деятельности
- 12.4. Авторская школа как вариант инновационной педагогической деятельности
- 12.5. Типология и многообразие образовательных учреждений
- Перечень типов и видов государственных и муниципальных образовательных учреждений
- I Тип — Дошкольное образовательное учреждение
- II Тип — Общеобразовательное учреждение
- III Тип — Общеобразовательная школа-интернат
- Вопросы к итоговому контролю