logo search
Иванова 1 часть

Тема 7. Учебно-речевые ситуации (урс) в обучении... 65

языковым явлением, опоры должны сокращаться и в конечном счете полностью исключаться из состава уп­ражнения.

В случае развития речевых умений (3) учебно-речевая ситуация выступает в качестве стимула, побуж­дающего учащихся самостоятельно отбирать и использо­вать языковые явления в речи в соответствии с предла­гаемыми обстоятельствами (условиями). Учебно-речевая ситуация является способом мотивации речевой деятель­ности. Такая тренировка учащихся в выражении своих мыслей в соответствии с учебно-речевой ситуацией раз­вивает необходимые речевые умения.

Кроме названных выше функций ситуация может выполнять и другие, например, выступать как центр, вокруг которого объединяется языковой материал при его отборе и организации, как единица построения

учебника.

Ситуативный подход, таким образом, пронизывает весь процесс обучения иностранному языку, включая отбор, организацию языкового материала, введение новых языковых единиц, формирование новых рече­вых навыков и обучение всем видам речевой деятель­ности.

Большое значение для обучения рецептивным видам речевой деятельности имеют ситуации рецепции. Такие ситуации определяют уровень интереса к сообщению, направленность внимания на определенные аспекты со­общения — целевую установку и потребность в речевом общении. Ситуации рецепции должны «захватить» школьника новизной информации, остротой сюжета, не­обычностью формы изложения содержания. Они долж­ны, одним словом, побудить школьника к активному це­ленаправленному восприятию текста для аудирования или для чтения. А затем использовать полученную ин­формацию в другом виде речевой деятельности. В этом случае восприятие становится целенаправленным, актив­ным процессом.

Ситуации рецепции должны обеспечить единство познавательных и коммуникативных мотивов.

3-Заказ №3378

66 Часть 1. Теоретические основы методики обучения...

Литература для дополнительной работы по данной теме

1. Вайбурд М. Л. Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке. — Об­нинск, 2001.

2. Вайсбурд М. Л., Ариян М. А. Ситуативная роль как мето­дическое понятие // Иностранные языки в школе. — 1984. — №5.

3. Леонтьев А. А. К определению речевой ситуации // Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия. — М., 1991.

4. Мильруд Р. П. Речевая ситуация как методический прием обучения // Иностранные языки в школе. — 1982. — №1.

5. Мильруд Р. П. Повышение эффективности речевой ситуа­ции как методического приема обучения // Иностранные языки в школе. — 1983. — № 2.

6. Пассов Е. И., Стояновский А. М. Ситуация речевого обще­ния как методическая категория // Иностранные языки в школе. — 1989. — № 2.

7. Стояновский А. М., Пассов Е. И. Ситуация речевого обще­ния как методическая категория // Иностранные языки в школе. — 1990. — № 1.

8. Цетлин В. С. Реальные ситуации общения на уроке // Ино­странные языки в школе. — 2000. — № 3.