logo search
Иванова 1 часть

Тема 8. Проблема системы упражнений в мет

одике обучения... 67

Лингвистический материал

Языковой материал (звуки, слова, средства оформления речи и т. п.)

1

Навыки и умения (речевая деятельность)

I

Обучение репродуктивной под­готовленной речи с элемента­ми неподготовленности.

Речевой материал (РО. СФЕ, тексты)

1

Коммуникативное поведение (учебная деятельность ученика, трудовая деятельность)

В средней школе доминирующим должен оставаться условно-коммуникативный подход. Это связано с тем, что он обеспечивает основы практического владения языком. Эти основы получают свое дальнейшее развитие в соответствии со спецификой будущей профессии уче­ника.

В современной методике процесс обучения ино­странным языкам рассматривается как непрерывная це­почка последовательно выполняемых упражнений. Каче­ство выполнения упражнений сказывается на успехе овладения речевой деятельностью на иностранном языке. Упражнения, исходя из деятельностной природы обучения иностранным языкам, выступают как форма связи языкового материала и реализации поставленных задач обучения. Другими словами, упражнения являются не только средством усвоения языкового материала, но и средством овладения различными видами речевой дея­тельности.

В отечественной методической науке упражнение рассматривается по-разному. Одни ученые рассматрива­ют упражнение как структурную единицу методической организации учебного материала. Другие методисты ви­дят в упражнении единицу обучения иноязычной рече­вой деятельности. Упражнения реализуют самые разно-

68 Часть I. Теоретические основы методики обучения...

образные приемы обучения, создают благоприятные ус­ловия для развития речевых навыков и умений на ино­странном языке.

Упражнения могут выполняться в различных усло­виях. Если внимание учащихся направлено на содержа­ние, а не на языковую форму, то в этом случае они вы­полняют речевые действия, связанные с выражением собственной мысли или с пониманием мысли, заданной автором текста (в аудировании или в чтении).

Психологи понимают под упражнением «многократ­ное выполнение определенных действий или видов дея­тельности, имеющее целью их освоение, опирающееся на понимание и сопровождающееся сознательным контро­лем и корректировкой» (Л. Б. Ительсон).

И. Л. Бим видит в упражнении минимальную едини­цу организации учебной деятельности школьника по ус­воению элементов системы иностранного языка. Единицы обучения олицетворяют способ использования единиц материала непосредственно в деятельности учащихся.

Упражнение, в понимании И. Л. Бим, это форма взаимодействия учителя и учащихся (при самостоятель­ной работе — учащихся и учебника), опосредуемая учебным материалом и имеющая стандартизованную структуру. Упражнение включает в свою структуру сле­дующие элементы: а) постановку задачи; б) указание на пути ее решения (опоры, ориентиры); в) ее решение; г) контроль (самоконтроль).

С. Ф. Шатилов видит в упражнении «специально ор­ганизованное в учебных условиях одно- или многоразо­вое выполнение отдельной операции, ряда операций ли­бо действий речевого (или языкового) характера».

Упражнения характеризуются следующими пара­метрами: а) целью (целевая установка), речевой задачей (условной или реальной); б) речевыми действиями; г) языковой формой и содержанием; д) определенным местом в системе упражнений; е) определенным време­нем на его выполнение; ж) результатом, который дос­тигается в результате его выполнения; з) вербальным и невербальным материалом; и) способом выполнения упражнения; к) организационной формой выполнения упражнения.