logo search
Teoria_obuchenia_Moskva

Введение

В структуре целостного педагогического процесса обучение занимает особое место в связи со спецификой его целей и задач, детерминированных требованиями современной социокультурной ситуации и постоянно обновляющимся содержанием и технологиями деятельности современного учителя. В связи с этим преподавание учебного курса «Теория обучения» должно ориентироваться на формирование профессионально-направленной личности будущего учителя, на развитие его педагогического мышления, на овладение передовыми педагогическими технологиями, на обеспечение целостной подготовки будущего специалиста к творческому выполнению функций учителя-предметника.

Данное пособие представляет собой совокупность научно-теоретических знаний по основным разделам теории обучения и призвано ориентировать студента в методических, философски-исторических, психологических и организационно-методических вопросах процесса обучения в современной школе.

В основу разработки содержания учебного пособия положены идеи целостного формирования профессионально-направленной личности специалиста:

Исходя из этого пособие направлено на осознание студентами места процесса обучения в целостной структуре педагогического процесса, формирование умения диагностировать, проектировать и конструировать учебный процесс с позиций современной дидактической концепции и реалий сегодняшнего дня.

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ГОС ВПО) 2000 г. содержит в себе следующие содержательные блоки по рассматриваемому учебному курсу.

Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса. Закономерности и принципы обучения. Анализ современных дидактических концепций. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Проблемы целостности учебно-воспитательного процесса. Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения. Обучение как сотворчество учителя и ученика. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Государственный образовательный стандарт. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования. Методы обучения. Современные модели организации обучения. Типология и многообразие образовательных учреждений. Авторские школы. Инновационные образовательные процессы. Классификация средств обучения.

Требования ГОС ВПО 2000 г. легли в основу рассмотрения теоретического материала, выстроенного в логике поэтапного раскрытия основных характеристик процесса обучения.

Предлагаемый список литературы открывает путь для пополнения изложенной в пособии информации путем самостоятельного изучения источников.

Вопросы к итоговому контролю по курсу сориентируют студентов на уровень подготовки, требуемой для усвоения программы курса.

При создании пособия авторы опирались на отечественный фонд основных учебников, учебных, учебно-методических пособий по педагогике, теории обучения для студентов высших учебных заведений (см. списки литературы, предлагаемой для самообразования).

В изложении содержательного материала авторы стремились представить разные подходы по затрагиваемым вопросам с минимальной оценкой, стимулируя студентов к активной самостоятельной познавательной деятельности.

Тема 1

ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ОБУЧЕНИЯ