9.3.2. Типовой учебный план
Типовые учебные планы носят рекомендательный характер. Они разрабатываются на основе государственного базисного учебного плана и утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации.
Приведем примеры типовых (примерных) учебных планов для начального общего (таблицы 6-9), основного общего (таблицы 10-13) и для некоторых профилей среднего (полного) общего образования (таблицы 14-20).
Профильное обучение на третьей ступени обучения может осуществляться по различным направлениям, среди которых можно назвать следующие:
физико-математический профиль;
физико-химический профиль;
химико-биологический профиль;
биолого-географический профиль;
социально-экономический профиль;
социально-гуманитарный профиль;
филологический профиль;
информационно-технологический профиль (как пример одного из возможных вариантов реализации технологического профиля);
агротехнологический профиль (как пример одного из возможных вариантов реализации технологического профиля);
индустриально-технологический профиль;
направление – электротехника/радиоэлектроника (как пример одного из возможных вариантов реализации технологического профиля);
художественно-эстетический профиль;
оборонно-спортивный профиль.
Таблица 6
ПРИМЕРНЫЙ учебнЫЙ план (годовой)
для образовательных учреждений Российской Федерации с русским языком обучения
Начальное общее образование
Учебные предметы | Количество часов в год | Всего | |||
I | II | III | IV | ||
Русский язык | 165 | 170 | 170 | 170 | 675 |
Литературное чтение | 132 | 136 | 102 | 102 | 472 |
Иностранный язык | 0 | 68 | 68 | 68 | 204 |
Математика | 132 | 136 | 136 | 136 | 540 |
Окружающий мир (человек, природа, общество) | 66 | 68 | 68 | 68 | 270 |
Искусство (Музыка и ИЗО) ** | 66 | 68 | 68 | 68 | 270 |
Технология (Труд) *** | 33 | 34 | 68 | 68 | 203 |
Физическая культура | 66 | 68 | 68 | 68 | 270 |
Итого: | 660 | 748 | 748 | 748 | 2904 |
Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения (6-дневная неделя) * | (0) | 102 | 102 | 102 | 306 |
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе * | (660) | 850 | 850 | 850 | 3210 |
Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения (5-дневная неделя) | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе | 660 | 748 | 748 | 748 | 2904 |
(*) В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2. № 1178-02), зарегистрированными в Минюсте России 5 декабря 2002 г., регистрационный номер 3997, в I классе допускается только 5-дневная учебная неделя. Итоговые часы базисного учебного плана при 6-дневной учебной неделе рассчитываются с учетом 5-дневной учебной недели в I классе.
(**) Часы, отведенные в I-II классах на преподавание учебных предметов «Искусство (ИЗО)» (33 и 34 часа в год соответственно) и «Технология (Труд)» (33 и 34 часа в год соответственно), по решению образовательного учреждения могут быть использованы для преподавания интегрированного учебного предмета «Изобразительное искусство и художественный труд» (66 и 68 часов в год соответственно).
(***) Учебный предмет «Информатика и ИКТ» изучается в III-IV классах в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета «Технология (Труд)»
(****) В образовательных учреждениях с русским (неродным) языком обучения рекомендуется использовать компонент образовательного учреждения, 6-ой учебный день в неделю и резервы продолжительности учебного года для преподавания учебного предмета «Родной (нерусский) язык и литература». В I классе указанных учреждений допускается использование учебных часов, отведенных на изучение учебных предметов «Технология (Труд)» и/или «Искусство», для преподавания учебного предмета «Родной (нерусский) язык и литература» с последующим (во II – IV классах) возвращением занятых учебных часов из компонента образовательного учреждения.
Таблица 7
ПРИМЕРНЫЙ учебныЙ план (недельный)
для образовательных учреждений Российской Федерации с русским языком обучения
Начальное общее образование
Учебные предметы | Количество часов в неделю | Всего | |||
I | II | III | IV | ||
Русский язык | 5 | 5 | 5 | 5 | 20 |
Литературное чтение | 4 | 4 | 3 | 3 | 14 |
Иностранный язык | 0 | 2 | 2 | 2 | 6 |
Математика | 4 | 4 | 4 | 4 | 16 |
Окружающий мир (человек, природа, общество) | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
Искусство (Музыка и ИЗО) ** | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
Технология (Труд) *** | 1 | 1 | 2 | 2 | 6 |
Физическая культура | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
Итого: | 20 | 22 | 22 | 22 | 86 |
Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения (6-дневная неделя) | (0)* | 3 | 3 | 3 | 9 |
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе | (20)* | 25 | 25 | 25 | 95 |
Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения (5-дневная неделя) | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе | 20 | 22 | 22 | 22 | 86 |
(*) В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН) в I классе допускается только 5-дневная учебная неделя. Итоговые часы базисного учебного плана при 6-дневной учебной неделе рассчитываются с учетом 5-дневной учебной недели в I классе.
(**) Часы, отведенные в I-II классах на преподавание учебных предметов «Искусство (ИЗО)» (1 ч. в неделю) и «Технология (Труд)» (1 ч. в неделю), по решению образовательного учреждения могут быть использованы для преподавания интегрированного учебного предмета «Изобразительное искусство и художественный труд» (2 ч. в неделю).
(***) Учебный предмет «Информатика и ИКТ» изучается в III-IV классах в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета «Технология (Труд)»
(****) В образовательных учреждениях с русским (неродным) языком обучения рекомендуется использовать компонент образовательного учреждения, 6-ой учебный день в неделю и резервы продолжительности учебного года для преподавания учебного предмета «Родной (нерусский) язык и литература». В I классе указанных учреждений допускается использование учебных часов, отведенных на изучение учебных предметов «Технология (Труд)» и/или «Искусство», для преподавания учебного предмета «Родной (нерусский) язык и литература» с последующим (во II-IV классах) возвращением занятых учебных часов из компонента образовательного учреждения.
В соответствии с СанПиН при 35-минутной продолжительности уроков во II-IV классах максимально допустимая недельная нагрузка при 6-дневной учебной неделе составляет 27 часов, при 5-дневной – 25 часов.
Таблица 8
ПРИМЕРНЫЙ учебнЫЙ план (годовой)
для образовательных учреждений Российской Федерации с родным (нерусским) языком обучения
Начальное общее образование
Учебные предметы | Количество часов в год | Всего | |||
I | II | III | IV | ||
Русский язык | 99 | 136 | 102 | 102 | 439 |
Литературное чтение | 66 | 68 | 68 | 68 | 270 |
Родной (нерусский) язык и литература ** | (**) | (**) | (**) | (**) | (**) |
Иностранный язык | 0 | 68 | 68 | 68 | 204 |
Математика | 132 | 136 | 136 | 136 | 540 |
Окружающий мир (человек, природа, общество) | 33 | 68 | 68 | 68 | 237 |
Искусство (Музыка и ИЗО) *** | 66 | 68 | 68 | 68 | 270 |
Технология (Труд) **** | 33 | 34 | 68 | 68 | 203 |
Физическая культура | 66 | 68 | 68 | 68 | 270 |
Итого: | 495 | 646 | 646 | 646 | 2433 |
Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения (6-дневная неделя) * | (165) | 204 | 204 | 204 | 777 |
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе * | (660) | 850 | 850 | 850 | 3210 |
(*) В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2. № 1178-02), зарегистрированными в Минюсте России 5 декабря 2002 г., регистрационный номер 3997, в I классе допускается только 5-дневная учебная неделя. Итоговые часы базисного учебного плана при 6-дневной учебной неделе рассчитываются с учетом 5-дневной учебной недели в I классе.
(**) Часы на преподавание учебного предмета «Родной (нерусский) язык и литература» выделяются из регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения.
(***) Часы, отведенные в I-II классах на преподавание учебных предметов «Искусство (ИЗО)» (33 и 34 часа в год соответственно) и «Технология (Труд)» (33 и 34 часа в год соответственно), по решению образовательного учреждения могут быть использованы для преподавания интегрированного учебного предмета «Изобразительное искусство и художественный труд» (66 и 68 часов в год соответственно).
(****) Учебный предмет «Информатика и ИКТ» изучается в III-IV классах в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета «Технология (Труд)»
Таблица 9
ПРИМЕРНЫЙ учебныЙ план (недельный)
для образовательных учреждений Российской Федерации с родным (нерусским) языком обучения
Начальное общее образование
Учебные предметы | Количество часов в неделю | Всего | |||
I | II | III | IV | ||
Русский язык | 3 | 4 | 3 | 3 | 13 |
Литературное чтение | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
Родной (нерусский) язык и литература ** | (**) | (**) | (**) | (**) | (**) |
Иностранный язык | 0 | 2 | 2 | 2 | 6 |
Математика | 4 | 4 | 4 | 4 | 16 |
Окружающий мир (человек, природа, общество) | 1 | 2 | 2 | 2 | 7 |
Искусство (Музыка и ИЗО) *** | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
Технология (Труд) **** | 1 | 1 | 2 | 2 | 6 |
Физическая культура | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
Итого: | 15 | 19 | 19 | 19 | 72 |
Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения (6-дневная неделя) | (5)* | 6 | 6 | 6 | 23 |
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе | (20)* | 25 | 25 | 25 | 95 |
(*) В соответствии с СанПиН в I классе допускается только 5-дневная учебная неделя. Итоговые часы базисного учебного плана при 6-дневной учебной неделе рассчитываются с учетом 5-дневной учебной недели в I классе.
(**) Часы на преподавание учебного предмета «Родной (нерусский) язык и литература» выделяются из регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения.
(***) Часы, отведенные в I-II классах на преподавание учебных предметов «Искусство (ИЗО)» (1 час в неделю) и «Технология (Труд)» (1 час в неделю), по решению образовательного учреждения могут быть использованы для преподавания интегрированного учебного предмета «Изобразительное искусство и художественный труд» (2 часа в неделю).
(****) Учебный предмет «Информатика и ИКТ» изучается в III-IV классах в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета «Технология (Труд)»
В соответствии с СанПиН при 35-минутной продолжительности уроков во 2-4 классах максимально допустимая недельная нагрузка при 6-дневной учебной неделе составляет 27 часов, при 5-дневной учебной неделе – 25 часов.
Таблица 10
ПРИМЕРНЫЙ учебнЫЙ план (годовой)
для образовательных учреждений РФ с русским языком обучения
основное общее образование
Учебные предметы | Количество часов в год | Всего | ||||
V | VI | VII | VIII | IX | ||
Русский язык | 210 | 210 | 140 | 105 | 70 | 735 |
Литература | 70 | 70 | 70 | 70 | 105 | 385 |
Иностранный язык | 105 | 105 | 105 | 105 | 105 | 525 |
Математика | 175 | 175 | 175 | 175 | 175 | 875 |
Информатика и ИКТ | 0 | 0 | 0 | 35 | 70 | 105 |
История | 70 | 70 | 70 | 70 | 70 | 350 |
Обществознание (включая экономику и право) | 0 | 35 | 35 | 35 | 35 | 140 |
География | 0 | 35 | 70 | 70 | 70 | 245 |
Природоведение * | 70 | 0 | 0 | 0 | 0 | 70 |
Физика | 0 | 0 | 70 | 70 | 70 | 210 |
Химия | 0 | 0 | 0 | 70 | 70 | 140 |
Биология | 0 | 35 | 70 | 70 | 70 | 245 |
Искусство (Музыка и ИЗО) | 70 | 70 | 70 | 35 | 35 | 280 |
Технология ** | 70 | 70 | 70 | 35 | 0 | 245 |
Основы безопасности жизнедеятельности | 0 | 0 | 0 | 35 | 0 | 35 |
Физическая культура | 70 | 70 | 70 | 70 | 70 | 350 |
Итого: | 910 | 945 | 1015 | 1050 | 1015 | 4935 |
Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения (6-дневная неделя) | 175 | 175 | 175 | 175 | 210 | 910 |
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка (6-дневная неделя) | 1085 | 1120 | 1190 | 1225 | 1225 | 5845 |
Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения (5-дневная неделя) | 70 | 70 | 70 | 70 | 105 | 385 |
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка (5-дневная неделя) | 980 | 1015 | 1085 | 1120 | 1120 | 5320 |
(*) Учебный предмет «Природоведение» (V класс) по решению образовательного учреждения может изучаться и в VI классе (70 ч.) за счет объединения часов, отведенных на освоение учебных предметов «География» (35 ч.) и «Биология» (35 ч.).
(**) Часы учебного предмета «Технология» в IX классе передаются в компонент образовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки обучающихся.
(***) Для организации изучения содержания образования краеведческой направленности в региональный (национально-региональный) компонент перенесены часы: в VI классе – 35 ч. учебного предмета «География» и 35 ч. учебного предмета «Биология»; в VIII классе – 35 ч. учебного предмета «Искусство» и 35 ч. учебного предмета «Технология»; в IX классе – 35 ч. учебного предмета «История». Указанные часы рекомендуется использовать для преподавания интегрированного учебного предмета «Краеведение» или для преподавания краеведческих модулей в рамках соответствующих учебных предметов федерального компонента.
(****) В образовательных учреждениях с русским (неродным) языком обучения рекомендуется использовать компонент образовательного учреждения, 6-ой учебный день в неделю и резервы продолжительности учебного года для преподавания предмета «Родной (нерусский) язык и литература».
Таблица 11
ПРИМЕРНЫЙ учебныЙ план (недельный)
для образовательных учреждений РФ с русским языком обучения
основное общее образование
Учебные предметы | Количество часов в неделю | Всего | ||||
V | VI | VII | VIII | IX | ||
Русский язык | 6 | 6 | 4 | 3 | 2 | 21 |
Литература | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 11 |
Иностранный язык | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 15 |
Математика | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 25 |
Информатика и ИКТ | 0 | 0 | 0 | 1 | 2 | 3 |
История | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10 |
Обществознание (включая экономику и право) | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
География | 0 | 1 | 2 | 2 | 2 | 7 |
Природоведение * | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 |
Физика | 0 | 0 | 2 | 2 | 2 | 6 |
Химия | 0 | 0 | 0 | 2 | 2 | 4 |
Биология | 0 | 1 | 2 | 2 | 2 | 7 |
Искусство (Музыка и ИЗО) | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 8 |
Технология ** | 2 | 2 | 2 | 1 | 0 | 7 |
Основы безопасности жизнедеятельности | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 |
Физическая культура | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10 |
Итого: | 26 | 27 | 29 | 30 | 29 | 141 |
Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения (6-дневная неделя) | 5 | 5 | 5 | 5 | 6 | 26 |
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка (6-дневная неделя) | 31 | 32 | 34 | 35 | 35 | 167 |
Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения (5-дневная неделя) | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 11 |
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка (5-дневная неделя) | 28 | 29 | 31 | 32 | 32 | 152 |
(*) Учебный предмет «Природоведение» (V класс) по решению образовательного учреждения может изучаться и в VI классе (2 часа в неделю) за счет объединения часов, отведенных на освоение учебных предметов «География» (1 час в неделю) и «Биология» (1 час в неделю).
(**) Часы учебного предмета «Технология» в IX классе передаются в компонент образовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки обучающихся.
(***) Для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности в региональный (национально-региональный) компонент перенесены часы: в VI классе – 1 час в неделю учебного предмета «География» и 1 час в неделю учебного предмета «Биология»; в VIII классе – 1 час в неделю учебного предмета «Искусство» и 1 час в неделю учебного предмета «Технология»; в IX классе – 1 час в неделю учебного предмета «История». Указанные часы рекомендуется использовать для преподавания интегрированного учебного предмета «Краеведение» или для преподавания краеведческих модулей в рамках соответствующих учебных предметов федерального компонента.
(****) В образовательных учреждениях с русским (неродным) языком обучения рекомендуется использовать компонент образовательного учреждения, 6-ой учебный день в неделю и резервы продолжительности учебного года для преподавания учебного предмета «Родной (нерусский) язык и литература».
Таблица 12
ПРИМЕРНЫЙ учебнЫЙ план (годовой)
для образовательных учреждений Российской Федерации с родным (нерусским) языком обучения
основное общее образование
Учебные предметы | Количество часов в год | Всего | ||||
V | VI | VII | VIII | IX | ||
Русский язык | 140 | 140 | 140 | 105 | 105 | 630 |
Литература | 140 | 140 | 105 | 105 | 105 | 595 |
Родной (нерусский) язык и литература * | (*) | (*) | (*) | (*) | (*) | (*) |
Иностранный язык | 105 | 105 | 105 | 105 | 105 | 525 |
Математика | 175 | 175 | 175 | 175 | 175 | 875 |
Информатика и ИКТ | 0 | 0 | 0 | 35 | 70 | 105 |
История | 70 | 70 | 70 | 70 | 70 | 350 |
Обществознание (включая экономику и право) | 0 | 35 | 35 | 35 | 35 | 140 |
География | 0 | 35 | 70 | 70 | 70 | 245 |
Природоведение ** | 70 | 0 | 0 | 0 | 0 | 70 |
Физика | 0 | 0 | 70 | 70 | 70 | 210 |
Химия | 0 | 0 | 0 | 70 | 70 | 140 |
Биология | 0 | 35 | 70 | 70 | 70 | 245 |
Искусство (Музыка и ИЗО) | 70 | 70 | 70 | 35 | 35 | 280 |
Технология *** | 70 | 70 | 70 | 35 | 0 | 245 |
Основы безопасности жизнедеятельности | 0 | 0 | 0 | 35 | 0 | 35 |
Физическая культура | 70 | 70 | 70 | 70 | 70 | 350 |
Итого: | 910 | 945 | 1050 | 1085 | 1050 | 5040 |
Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения (6-дневная неделя) | 175 | 175 | 140 | 140 | 175 | 805 |
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе (требования СанПиН) | 1085 | 1120 | 1190 | 1225 | 1225 | 5845 |
(*) Часы на преподавание учебного предмета «Родной (нерусский) язык и литература» выделяются из регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения.
(**) Учебный предмет «Природоведение» (V класс) по решению образовательного учреждения может изучаться и в VI классе (70 часов) за счет объединения часов, отведенных на освоение учебных предметов «География» (35 часов) и «Биология» (35 часов).
(***) Часы учебного предмета «Технология» в IX классе передаются в компонент образовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки обучающихся.
(****) Для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности в региональный (национально-региональный) компонент перенесены часы: в VI классе – 35 часов учебного предмета «География» и 35 часов учебного предмета «Биология»; в VIII классе – 35 часов учебного предмета «Искусство» и 35 часов учебного предмета «Технология»; в IX классе – 35 часов учебного предмета «История». Указанные часы рекомендуется использовать для преподавания интегрированного учебного предмета «Краеведение» или для преподавания краеведческих модулей в рамках соответствующих учебных предметов федерального компонента.
Таблица 13
ПРИМЕРНЫЙ учебныЙ план (недельный)
для образовательных учреждений Российской Федерации с родным (нерусским) языком обучения
основное общее образование
Учебные предметы | Количество часов в неделю | Всего | ||||
V | VI | VII | VIII | IX | ||
Русский язык | 6 | 6 | 4 | 3 | 2 | 21 |
Русский язык | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 18 |
Литература | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 17 |
Родной (нерусский) язык и литература * | (*) | (*) | (*) | (*) | (*) | (*) |
Иностранный язык | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 15 |
Математика | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 25 |
Информатика и ИКТ | 0 | 0 | 0 | 1 | 2 | 3 |
История | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10 |
Обществознание (включая экономику и право) | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
География | 0 | 1 | 2 | 2 | 2 | 7 |
Природоведение ** | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 |
Физика | 0 | 0 | 2 | 2 | 2 | 6 |
Химия | 0 | 0 | 0 | 2 | 2 | 4 |
Биология | 0 | 1 | 2 | 2 | 2 | 7 |
Искусство (Музыка и ИЗО) | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 8 |
Технология *** | 2 | 2 | 2 | 1 | 0 | 7 |
Основы безопасности жизнедеятельности | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 |
Итого: | 26 | 27 | 30 | 31 | 30 | 144 |
Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения (6-дневная неделя) | 5 | 5 | 4 | 4 | 5 | 23 |
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе (требования СанПиН) | 31 | 32 | 34 | 35 | 35 | 167 |
(*) Часы на преподавание учебного предмета «Родной (нерусский) язык и литература» выделяются из регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения.
(**) Учебный предмет «Природоведение» (V класс) по решению образовательного учреждения может изучаться и в VI классе (2 часа в неделю) за счет объединения часов, отведенных на освоение учебных предметов «География» (1 час в неделю) и «Биология» (1 час в неделю).
(***) Часы учебного предмета «Технология» в IX классе передаются в компонент образовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки обучающихся.
(****) Для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности в региональный (национально-региональный) компонент перенесены часы: в VI классе – 1 час в неделю учебного предмета «География» и 1 час в неделю учебного предмета «Биология»; в VIII классе – 1 час в неделю учебного предмета «Искусство» и 1 час в неделю учебного предмета «Технология»; в IX классе – 1 час в неделю учебного предмета «История». Указанные часы рекомендуется использовать для преподавания интегрированного учебного предмета «Краеведение» или для преподавания краеведческих модулей в рамках соответствующих учебных предметов федерального компонента.
Таблица 14
- Теория обучения удк
- Рецензенты
- Оглавление
- Введение
- 1.1. Дидактика как теория обучения
- 1.2. Основные категории дидактики
- 1.3. Связь дидактики с другими науками
- 2.1. Сущность процесса обучения
- 2.2. Движущие силы, противоречия и логика процесса обучения
- 2.3. Функции процесса обучения
- Характеристика обучения в зависимости от применяемых методов
- Тема 3 методологические основы процесса обучения
- 3.1. Понятие о методологических основах процесса обучения
- 3.2. Научные подходы как методологическая основа процесса обучения
- 3.3. Закономерности процесса обучения
- 3.4. Принципы обучения
- 3.5. Дидактические концепции как методологическая основа процесса обучения
- Тема 4.
- 4.1. Теория проблемного обучения
- 4.2. Теория программированного обучения.
- 4.3. Теории развивающего обучения
- 4.4. Теория личностно ориентированного обучения
- 5.1. Понятие о целостном педагогическом процессе
- 5.2. Общность и специфика обучения и воспитания
- 5.3. Процесс обучения как целостная система
- 6.1. Цели обучения в средней школе
- 6.2. Таксономия целей обучения
- Категории учебных целей в познавательной области
- 7.1. Двусторонний и личностный характер обучения
- 7.2. Обучение как сотворчество учителя и ученика
- 7.3. Понятие о стиле преподавания и стиле учения
- Тема 8 мотивационный компонент учебного процесса
- 8.1. Понятие о мотивах познавательной деятельности
- 8.2. Виды познавательной мотивации
- 8.3. Познавательный интерес как высший уровень познавательной мотивации
- 9.2. Государственный образовательный стандарт
- 9.3. Учебные планы
- 9.3.1. Базисный учебный план
- Базисный учебный план
- Базисный учебный план для среднего (полного) общего образования
- 9.3.2. Типовой учебный план
- Примерный учебныЙ план физико-математического профиля среднего (полного) общего образования
- Примерный учебныЙ план химико-биологического профиля среднего (полного) общего образования
- Примерный учебныЙ план социально-экономического профиля среднего (полного) общего образования
- Примерный учебныЙ план филологического профиля среднего (полного) общего образования
- Примерный учебныЙ план
- Индустриально-технологического профиля
- Среднего (полного) общего образования
- Направление – электротехника/радиоэлектроника
- (*) Профильный учебный предмет на основе элементов государственного стандарта начального профессионального образования.
- Примерный учебныЙ план оборонно-спортивного профиля среднего (полного) общего образования
- Примерный учебныЙ план для универсального обучения (непрофильное обучение) среднего (полного) общего образования
- 9.3.3. Рабочий учебный план (учебный план общеобразовательной школы)
- 9.4. Учебные предметы, программы и учебная литература
- Тема 10
- 10.1. Понятие о методах обучения
- 10.1.1. Классификации методов обучения
- 10.1.2. Традиционные методы обучения
- 10.1.3. Активные методы обучения
- Активные методы обучения
- 10.2. Понятие о средствах обучения и их функциях в учебном процессе. Классификации средств обучения
- 10.3. Понятие об организационных формах обучения. Классификации организационных форм обучения
- 10.3.1. Формы организации всей системы обучения (системы обучения)
- 10.3.2. Формы организации учебной работы (виды занятий)
- 10.3.3. Формы учебной деятельности учащихся
- 6.4. Урок как основная форма обучения, виды, типы и структура уроков
- 10.5. Подготовка учителя к уроку
- 10.6. Требования к современному уроку
- 10.7. Понятие об анализе урока и требованиях к нему
- Виды анализа урока
- Пример отражения хода поэтапного анализа урока
- Тема 11. Контрольно-регулировочный компонент учебного процесса
- 11.1. Диагностика обученности учащихся
- 11.2. Виды контроля
- 11.3. Методы и приемы контроля
- 10.4. Формы контроля
- Тема 12
- 12.1. Особенности и проблемы современного учебного процесса
- 12.2. Современные модели организации обучения
- 12.4. Сущность инновационной педагогической деятельности.
- 12.4.1. Понятие об инновационной педагогической деятельности
- 12.3.2. Виды инновационной педагогической деятельности
- 12.3.3. Анализ инновационной педагогической деятельности
- 12.4. Авторская школа как вариант инновационной педагогической деятельности
- 12.5. Типология и многообразие образовательных учреждений
- Перечень типов и видов государственных и муниципальных образовательных учреждений
- I Тип — Дошкольное образовательное учреждение
- II Тип — Общеобразовательное учреждение
- III Тип — Общеобразовательная школа-интернат
- Вопросы к итоговому контролю