logo search
Teoria_obuchenia_Moskva

6.4. Урок как основная форма обучения, виды, типы и структура уроков

Урок – форма организации обучения с группой учащихся; законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса.

Основными характеристиками урока являются понятия «тип урока», «структура урока». «вид урока».

Классификация уроков по типам называется типологией урока. Следует отметить, что в современной дидактике нет единства в подходах к типологии урока, поскольку за основу классификаций берутся различные параметры деления уроков на типы: методика проведения, структура, характер деятельности учителя или деятельности учащихся.

Наибольшую поддержку среди теоретиков и практиков получила классификация, согласно которой тип урока – это его характеристика, определяющаяся дидактической целью и местом урока в общей системе уроков по определенной теме.

В соответствии с этим выделяют следующие типы урока:

  1. комбинированные или смешанные уроки;

  2. уроки изучения новых знаний;

  3. уроки формирования новых умений;

  4. уроки обобщения и систематизации изученного;

  5. уроки контроля и коррекции знаний, умений;

  6. уроки практического применения знаний, умений.

Следующей базовой характеристикой урока является структура, под которой понимают как внутреннее строение, последовательность отдельных его этапов.

Рассмотрим структуру основных типов урока.

1. Урок изучения новых знаний:

  1. актуализация знаний;

  2. мотивация учебной деятельности школьников;

  3. сообщение темы, цели и задач урока;

  4. восприятие и первичное осознание учащимися нового материала;

  5. осмысление объективных связей и отношений в изучаемом материале и раскрытие внутренней сущности изучаемых явлений;

  6. обобщение и систематизация знаний;

  7. подведение итогов урока;

  8. сообщение домашнего задания.

2. Урок формирования новых навыков и умений

  1. актуализация знаний (предварительные упражнения);

  2. мотивация учебной деятельности школьников;

  3. сообщение темы, цели, задач урока;

  4. изучение нового материала (вводные упражнения);

  5. первичное применение приобретенных знаний (пробные упражнения);

  6. применение учащимися знаний и действий в стандартных условиях с целью усвоения навыков (тренировочные упражнения);

  7. творческий перенос знаний и навыков в новые или измененные условия с целью формирования умений (творческие упражнения);

  8. итог урока;

  9. сообщение домашнего задания.

3. Урок практического применения знаний, навыков и умений:

  1. актуализация знаний;

  2. усвоение новых знаний;

  3. формирование элементарных навыков на основе применения их в стандартных условиях;

  4. формирование дифференцированных обобщенных умений;

  5. творческое применение обобщенных знаний, умений, навыков в условиях постоянно изменяющихся или в ситуациях, приближенных к жизненным.

4. Урок обобщения и систематизации изученного:

  1. мотивация учебной деятельности школьников;

  2. сообщение темы, цели и задач урока;

  3. обобщение отдельных фактов, событий, явлений;

  4. повторение и обобщение понятий, и усвоение соответствующей им системы знаний;

  5. повторение и систематизация основных теоретических положений и ведущих идей науки;

  6. итоги урока;

  7. домашнее задание.

5. Урок контроля и коррекции знаний, навыков и умений:

  1. мотивация учебной деятельности учащихся, сообщение темы, цели и задач урока;

  2. проверка знаний учащимися фактического материала и умения раскрывать элементарные внешние связи в предметах и явлениях;

  3. проверка знания учащимися основных понятий (законов) и умений самостоятельно объяснять их сущность, приводить наиболее убедительные аргументы к своим суждениям и примеры;

  4. проверка глубины осмысления учащимися знаний и степени обобщения их;

  5. применение учащимися знаний в стандартных условиях;

  6. применение знаний в измененных (нестандартных) условиях;

  7. сбор выполненных заданий, их проверка, анализ и оценка;

  8. итоги урока и сообщение домашнего задания.

6. Комбинированный урок:

  1. организация учащихся к занятиям;

  2. повторение и проверка знаний учащихся, актуализация необходимых знаний;

  3. введение учителем нового материала и организация работы учащихся по его осмыслению;

  4. первичное закрепление нового материала и организация работы по выработке у учащихся умений и навыков применения знаний на практике;

  5. сообщение домашнего задания;

  6. подведение итогов.

Вид урока – это характеристика, отражающая методику проведения урока.

В современной дидактике принято выделять традиционные и нетрадиционные виды урока.

Традиционный вид урока (традиционный четырехкомпонентный урок), характеризуется наличием различных комбинаций его основных четырех компонентов:

  1. подготовка к усвоению новых знаний;

  2. усвоение новых знаний, умений;

  3. их закрепление и систематизация;

  4. применение на практике.

В современной педагогической практике применяется множество нетрадиционных видов урока, среди которых можно назвать путешествие, концерт, суд, диспут, брифинг, пресс-конференцию, заочную экскурсию, КВН, конкурс «Что? Где? Когда?» и др. Все это многообразие видов, по существу, выступает модификациями урока-игры, подготовка и проведение которого предполагает три взаимосвязанных этапа.

1. Подготовительный этап включает в себя:

2. Этап разработки игры содержит следующие элементы:

3. Этап реализации игры в учебном процессе представляет собой педагогические действия преподавателя по следующим параметрам:

Проведение урока-игры позволяет решить целый спектр задач:

1) дидактических:

2) воспитывающих:

3) развивающих:

4) социализирующих:

Все это позволяет рассматривать урок-игру как действенный фактор совершенствования образовательного процесса.