logo search
Teoria_obuchenia_Moskva

10.7. Понятие об анализе урока и требованиях к нему

Под анализом урока понимается процедура его мысленного разложения на составные части (этапы, приемы работы учителя, применяемые методы и средства, использованные дидактические приемы и др.). Сложность этого этой процедуры, осуществляемой как самим педагогом (самоанализ урока), так и рядом других лиц (методистами управления образования, администрацией школы, коллегами, студентами в ходе практики и др.) объясняется противоречиями самого анализа, наличием в нем объективных и субъективных трудностей.

Объективные трудности анализа урока вызваны тем, что урок – явление неоднозначное и противоречивое, поскольку:

Субъективные трудности анализа урока определяются личностными особенностями проверяющих и зависят от их умения или неумения мыслить абстрактно и объективно оценивать:

Таким образом, учитывая объективные и субъективные трудности, мы выдвигаем следующие требования к анализу урока:

1) высокая теоретическая подготовленность проверяющего, свободное владение понятийным, категориальным аппаратом;

2) знание предыстории работы учителя с данным классом, знакомство с его замыслом и задачами на данный урок;

3) оценка каждой детали урока через призму конечного результата, анализ с этих позиций целесообразности применения различных приемов и средств;

4) выявление причин той или иной особенности в деятельности учителя, а не констатация фактов;

5) применение деятельностного подхода к анализу, суть которого в ответе на вопросы: «Что делали? Почему так делали? Как к этому относились? Что это дало учителю и учащимся?»;

6) учет специфики предмета и уровня собственной компетенции в его анализе;

7) соблюдение этических норм в ходе посещения и анализа урока (предварительная договоренность с учителем, получение его разрешения на посещение урока; своевременный приход на урок и уход с него; невмешательство в ход урока);

8) использование разнообразных видов анализа для получения целостной и объективной картины работы учителя.