Тема 2. Лингвистические основы обучения иностранным языкам
Методика преподавания иностранных языков опирается на лингвистику как одну из базисных для нее наук и в своих лингвистических основах решает вопросы, связанные с характеристикой лингвистических закономерностей изучаемого языка, особенностей его грамматического строя, фонетической и лексической системы, а также с вопросами отбора и организации языкового и речевого материала.
Под лингвистическими основами методики преподавания иностранных языков понимается, таким образом, языковой и речевой материал, определенным образом отобранный и методически организованный в соответствии с принципами данного метода, целью обучения, внутриязыковыми закономерностями изучаемого языка, а также с учетом возможных трудностей его усвоения данной языковой аудиторией учащихся (С. Ф. Шатилов).
Для методики преподавания иностранных языков важным является проводимое в лингвистике разграничение языка и речи.
Язык — это специально отработанная и усваиваемая в процессе речевой деятельности знаковая система единиц разного уровня и правил оперирования ими (И. А. Зимняя).
Речь, по определению психолога, — это способ формирования и формулирования мыслей посредством языка (И. А. Зимняя).
Язык и речь принято разграничивать по следующим основаниям:
1. Язык — явление социальное; речь — явление индивидуальное. 2. Язык — потенциальное (или виртуальное) явление; речь — реализация (или актуализация) языка. 3. Язык — «порождающее устройство»; речь — текст. 4. Язык — код; речь — кодирование и декодирование сообщения. 5. Язык система знаков; речь — коммуникация на основе данной системы. 6. Язык — явление психическое; речь — явление психофизическое. 7. Язык — научная абстракция; речь — реальное языко-
\ш 2. Лингвистические основы обучения иностранным языкам 17
КМ событие. 8. Язык — общее, абстрактное, сущность; речь — отдельное, конкретное явление.
Элементы языка организованы по формально-семан-шческому признаку. Для них характерны парадигматические (ассоциативные) и синтагматические связи, опре-кцяющие их роль и место в системе языка.
К единицам речи относят ситуативно обусловленные высказывания разной протяженности, в которых элемен-и,| языка организованы по семантико-коммуникативному признаку. Другими словами, единицы речи обязательно соотносятся с конкретной ситуацией общения.
Для единиц речи характерны речевые связи, представляющие собой единство содержания и формы его иыражения.
С позиции личностно-деятельностного подхода в процессе преподавания иностранных языков осуществляется обучение не языку и не речи, а тому, в чем они «встречаются», то есть речевой деятельности.
Речевая деятельность — это процесс вербального взаимодействия людей, обмен мыслями в целях удовлетворения духовной потребности общения (И. А. Зимняя). Она представляет собой активный, целенаправленный, опосредованный языковой системой и обусловленный ситуацией общения процесс передачи или приема сообщения, то есть процесс продукции и рецепции.
К основным видам речевой деятельности, как известно, относят говорение, слушание, чтение, письмо.
Таким образом, в структуре цели обучения иностранным языкам в средней школе важное место занимают перечисленные виды речевой деятельности.
Говорение представлено в форме монологической и диалогической речи.
Монологическая речь представляет собой непрерывное, логически связанное, законченное по смыслу высказывание одного лица, которое характеризуется наличием темы, идеи и коммуникативной направленностью
Н. И. Гез).
Диалогическая речь — это обмен высказываниями, порождаемыми одно за другим в процессе разговора между двумя или несколькими собеседниками. Сочетание двух или более смежных реплик, взаимосвязанных
18
- Часть 1
- Тема 1. Методика обучения иностранным языкам как наука. Предмет й методы исследования
- Часть I. Теоретические основы методики обучения...
- Часть I. Теоретические основы методики обучения...
- Часть I. Теоретические основы методики обучения...
- Тема 2. Лингвистические основы обучения иностранным языкам
- Часть I. Теоретические основы методики обучения...
- Часть I. Теоретические основы методики обучения...
- Тема 3. Психологические основы обучения иностранным языкам
- Часть I. Теоретические основы методики обучения...
- Тема 3. Психологические основы обучения иностранным языкам
- Тема 4. Принципы обучения иностранным языкам
- Тема 4. Принципы обучения иностранным языкам 29
- Часть I. Теоретические основы методики обучения...
- Тема 4. Принципы обучения иностранным языкам
- Часть I. Теоретические основы методики обучения...
- Часть I. Теоретические основы методики обучения..
- Часть I. Теоретические основы методики обучения...
- Тема 4. Принципы обучения иностранным языкам
- Часть I. Теоретические основы методики обучения...
- Тема 4. Принципы обучения иностранным языкам 39
- Тема 4. Принципы обучения иностранным языкам 41
- Тема 4. Принципы обучения иностранным языкам
- Часть I. Теоретические основы методики обучения...
- Тема 5. Цели и задачи обучения иностранным языкам
- Тема 5. Цели и задачи обучения иностранным языкам
- Часть I. Теоретические основы методики обучения...
- Тема 5. Цели и задачи обучения иностранным языкам 47
- Часть I. Теоретические основы методики обучения...
- Тема 5. Цели и задачи обучения иностранным языкам 49
- Тема 5. Цели и задачи обучения иностранным языкам 51
- Часть 1. Теоретические основы методики обучения...
- Тема 6. Структура содержания обучения иноязычному общению
- Тема 6:Структура содержания обучения иноязычному общению 57
- Тема 6. Структура содержания обучения иноязычному общению 59
- Тема 7. Учебно-речевые ситуации (урс) в обучении...
- Тема 7. Учебно-речевые ситуации (урс) в обучении иностранным языкам
- Тема 7. Учебно-речевые ситуации (урс) в обучении... 63
- Часть I. Теоретические основы методики обучения...
- Тема 7. Учебно-речевые ситуации (урс) в обучении... 65
- Тема 8. Проблема системы упражнений в методике обучения иностранным языкам
- Тема 8. Проблема системы упражнений в мет
- Тема 8. Проблема системы упражнений в методике обучения... 69
- Тема 8. Проблема системы упражнений в методике обучения... 71
- Тема 8. Проблема системы упражнений в методике обучения...
- Часть I. Теоретические основы методики обучения...
- Тема 9. Средства обучения
- Тема 9. Средства обучения иностранному языку...
- Тема 9. Средства обучения иностранному языку... 79
- Часть I. Теоретические основы методики обучения...
- Тема 9. Средства обучения иностранному языку...
- Часть I. Теоретические основы методики обучения...
- Часть II
- Тема 10. Обучение фонетическим навыкам