logo search
Иванова 1 часть

Часть I. Теоретические основы методики обучения...

в различных ситуациях в процессе взаимодействия с дру­гими участниками общения, правильно используя систе­му языковых и речевых норм и выбирая коммуникатив­ное поведение, которое адекватно аутентичной ситуации общения (В. В. Сафонова).

Коммуникативная компетенция как сложное образо­вание включает в себя определенные компоненты, виды компетенций: а) лингвистическую (языковую) компетен­цию; б) социолингвистическую компетенцию; в) дискур­сивную компетенцию; г) стратегическую компетенцию; д) социокультурную компетенцию; е) социальную ком­петенцию; ж) компенсаторную компетенцию.

Лингвистическая (языковая) компетенция — это знание словарных единиц и грамматических правил, ко­торые преобразуют лексические единицы в осмысленное высказывание.

Социолингвистическая компетенция — это способ­ность выбирать и использовать адекватные языковые формы и средства в зависимости от цели и ситуации об­щения, от социальных ролей, участников коммуникации, то есть от того, кто является партнером по общению.

Дискурсивная компетенция — это способность чело­века понимать разные виды коммуникативных высказыва­ний, а также строить целостное, связанное и логическое высказывание разных функциональных стилей (статья, письмо, эссе и др.).

Стратегическая компетенция — это способность ис­пользовать вербальные и невербальные средства (страте­гии), к которым прибегает человек в случае, если комму­никация не состоялась (переспрос, запрос нового слова, повторное прочтение фразы, непонятного места в тексте, использование жестов, мимики и др.).

Социокультурная компетенция предусматривает зна­ние культурных особенностей носителей языка, их при­вычек, традиций, норм поведения и этикета, умение по­нимать и адекватно использовать их в процессе общения, оставаясь при этом носителем другой культуры, интегра­ции личности в системе мировой и национальной культур.

Социальная компетенция предусматривает развитие у школьников умения и желания взаимодействовать с другими участниками общения. Этот вид компетенции