logo search
Teoria_obuchenia_Moskva

Категории учебных целей в познавательной области

Основные категории учебных целей

Примеры обобщенных типов

учебных целей

Знание

Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала. Речь может идти о различных видах содержания – от конкретных фактов до целостных теорий. Общая черта этой категории – припоминание соответствующих сведений.

Ученик

  • знает употребляемые термины,

  • знает конкретные факты,

  • знает методы и процедуры,

  • знает основные понятия,

  • знает правила и принципы

Понимание

Показателем способности понимать значение изученного может служить преобразование (трансляция) материала из одной формы выражения в другую, "перевод" его с одного "языка" на другой (например, из словесной формы в математическую). В качестве показателя понимания может также выступать интерпретация учеником материала (объяснение, краткое изложение) или же предположение о дальнейшем ходе явлений, событий (предсказание последствий, результатов). Такие учебные результаты превосходят простое запоминание материала.

Ученик

  • понимает факты, правила и принципы,

  • интерпретирует словесный материал,

  • интерпретирует схемы, графики, диаграммы,

  • преобразует словесный материал в математические выражения,

  • предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных

Применение

Эта категория обозначает умение использовать учебный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. Сюда входит применение правил, методов, понятий, законов, принципов, теорий. Соответствующие результаты обучения требуют более высокого уровня владения материалом, чем понимание

Ученик

  • использует понятия и принципы в новых ситуациях,

  • применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях,

  • демонстрирует правильное применение метода или процедуры

Анализ

Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала его структура. Сюда относится вычленение частей целого, выявление взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого. Учебные результаты характеризуются при этом более высоким интеллектуальным уровнем, чем понимание и применение, поскольку требуют осознания как содержания учебного материала, так и его внутреннего строения.

Ученик

  • выделяет скрытые (неявные) предположения,

  • видит ошибки и упущения в логике рассуждений,

  • проводит различия между фактами и следствиями,

  • оценивает значимость данных

Синтез

Эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной. Таким новым продуктом может быть сообщение (выступление, доклад), план действий или совокупность обобщенных связей (схемы для упорядочения имеющихся сведений). Соответствующие учебные результаты предполагают деятельность творческого характера с акцентом на создание новых схем и структур.

Ученик

  • пишет небольшое творческое сочинение,

  • предлагает план проведения эксперимента,

  • использует знания из разных областей, чтобы составить план решения той или иной проблемы

Оценка

Эта категория обозначает готовность и способность ученика оценивать значение того или иного материала (утверждения, художественного произведения, исследовательских данных) для конкретной цели. Суждения ученика должны основываться на четких критериях. Критерии могут быть как внутренними (структурными, логическими), так и внешними (соответствие намеченной цели). Критерии могут определяться самим учащимся или же задаваться ему извне (например, учителем). Данная категория предполагает достижение учебных результатов по всем предшествующим категориям плюс оценочные суждения, основанные на ясно очерченных критериях.

Ученик

  • оценивает логику построения учебного материала в виде письменного текста,

  • оценивает соответствие выводов имеющимся данным,

  • оценивает значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внутренних критериев,

  • оценивает значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внешних критериев качества

Такая постановка целей ориентирует педагогов на достижение конкретного результата обучения – состояния ученика, достигаемого планируемым учебно-воспитательным воздействием. Это позволяет точно отбирать содержание обучения, делить его на методические единицы и отдельные уроки.

Тема 7

ЛИЧНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА