logo search
Иванова 1 часть

Тема 6:Структура содержания обучения иноязычному общению 57

языком в коммуникативных целях на основе теории ре­чевой деятельности, разрабатываемой в психологии.

Осуществление любой деятельности (в том числе ре­чевой) зависит от уровня сформированности речевых на­выков и умений как способности осуществлять операции и действия, из которых и складывается деятельность.

Навык — это «автоматизированный компонент соз­нательно выполняемой деятельности» (С. Л. Рубин­штейн). Различают двигательные, мыслительные, рече­вые навыки.

Знания и навыки формируются параллельно в про­цессе выполнения действия. Автоматизируясь, действия становятся навыками. Гибкость и сознательность навыка делают возможным его перенос в новые ситуации.

Речевое умение — это «способность человека моби­лизовать речевой опыт, интегрировать его элементы, легко и правильно пользоваться речью в соответствии с коммуникативными задачами и условиями общения» (С. Ф. Шатилов).

Основные логические схемы формирования навыков и развития умений:

1. Знания ------► первичное умение (многократное

повторение операций в речевой практике)------► языко­вой и речевой навык ---------► вторичное умение

(М. Я. Демьяненко).

2. Первичное умение------► навык------► вторичное

умение (И. Д. Салистра).

3. Речевой навык—► речевое умение (Е. И. Пассов).

Пути формирования навыков и умений:

1. Последовательный:

а) путь создания устной основы обучения: аудирова­ние — говорение — чтение (Г. Пальмер, А. П. Старков);

б) путь от чтения к устной речи: чтение — говоре­ние— аудирование — письмо (М. Уэст, 3. М. Цвет-кова).

2. Параллельный: в соответствии с этим путем все навыки и умения развиваются одновременно или с не­которым устным опережением (Г. М. Уайзер, И. Л. Бим).

58 Часть!. Теоретические основы методики обучения...

Навыки и умения, входящие в состав ситуации об­щения:

Речевые умения:

Навыки:

Умения:

говорение

употребление

пользоваться УМК

аудирование

лексики,

словарем,

чтение

грамматики,

справочником,

письмо

фонетики, навыки техники чтения и письма

ТСО

Таким образом, к компонентам содержания обуче­ния, которые обозначены в программе по иностранным языкам, относятся: 1. Языковой материал, правила оформления, навыки оперирования им. 2. Сфера устноя-зычного общения, тема и ситуации. 3. Речевые умения, характеризующие уровень практического владения ино­странным языком как средством общения. 4. Комплекс зна­ний о национально-культурных особенностях и реалиях, ми­нимум этикетно-узуапьных форм. 5. Общеучебные умения.

Государственный образовательный стандарт по ино­странным языкам в качестве компонентов содержания обучения выделяет три «содержательные линии»: 1) ком­муникативные умения (это основная содержательная линия в содержании обучения иностранному языку); 2) языковые знания и навыки; 3) лингвострановедческие и страноведческие знания. Все три содержательные ли­нии тесно взаимосвязаны между собой и тесно взаимо­действуют друг с другом.

Две первые содержательные линии могут быть раз­вернуты следующим образом:

Схема 6 Коммуникативные умения

говорение чтение понимание письмо

Ч с пониманием на слух У

непосредственное общение

опосредованное общение