Тема 6:Структура содержания обучения иноязычному общению 57
языком в коммуникативных целях на основе теории речевой деятельности, разрабатываемой в психологии.
Осуществление любой деятельности (в том числе речевой) зависит от уровня сформированности речевых навыков и умений как способности осуществлять операции и действия, из которых и складывается деятельность.
Навык — это «автоматизированный компонент сознательно выполняемой деятельности» (С. Л. Рубинштейн). Различают двигательные, мыслительные, речевые навыки.
Знания и навыки формируются параллельно в процессе выполнения действия. Автоматизируясь, действия становятся навыками. Гибкость и сознательность навыка делают возможным его перенос в новые ситуации.
Речевое умение — это «способность человека мобилизовать речевой опыт, интегрировать его элементы, легко и правильно пользоваться речью в соответствии с коммуникативными задачами и условиями общения» (С. Ф. Шатилов).
Основные логические схемы формирования навыков и развития умений:
1. Знания ------► первичное умение (многократное
повторение операций в речевой практике)------► языковой и речевой навык ---------► вторичное умение
(М. Я. Демьяненко).
2. Первичное умение------► навык------► вторичное
умение (И. Д. Салистра).
3. Речевой навык—► речевое умение (Е. И. Пассов).
Пути формирования навыков и умений:
1. Последовательный:
а) путь создания устной основы обучения: аудирование — говорение — чтение (Г. Пальмер, А. П. Старков);
б) путь от чтения к устной речи: чтение — говорение— аудирование — письмо (М. Уэст, 3. М. Цвет-кова).
2. Параллельный: в соответствии с этим путем все навыки и умения развиваются одновременно или с некоторым устным опережением (Г. М. Уайзер, И. Л. Бим).
58 Часть!. Теоретические основы методики обучения...
Навыки и умения, входящие в состав ситуации общения:
Речевые умения: | Навыки: | Умения: |
говорение | употребление | пользоваться УМК |
аудирование | лексики, | словарем, |
чтение | грамматики, | справочником, |
письмо | фонетики, навыки техники чтения и письма | ТСО |
Таким образом, к компонентам содержания обучения, которые обозначены в программе по иностранным языкам, относятся: 1. Языковой материал, правила оформления, навыки оперирования им. 2. Сфера устноя-зычного общения, тема и ситуации. 3. Речевые умения, характеризующие уровень практического владения иностранным языком как средством общения. 4. Комплекс знаний о национально-культурных особенностях и реалиях, минимум этикетно-узуапьных форм. 5. Общеучебные умения.
Государственный образовательный стандарт по иностранным языкам в качестве компонентов содержания обучения выделяет три «содержательные линии»: 1) коммуникативные умения (это основная содержательная линия в содержании обучения иностранному языку); 2) языковые знания и навыки; 3) лингвострановедческие и страноведческие знания. Все три содержательные линии тесно взаимосвязаны между собой и тесно взаимодействуют друг с другом.
Две первые содержательные линии могут быть развернуты следующим образом:
Схема 6 Коммуникативные умения
говорение чтение понимание письмо
Ч с пониманием на слух У
непосредственное общение
опосредованное общение
- Часть 1
- Тема 1. Методика обучения иностранным языкам как наука. Предмет й методы исследования
- Часть I. Теоретические основы методики обучения...
- Часть I. Теоретические основы методики обучения...
- Часть I. Теоретические основы методики обучения...
- Тема 2. Лингвистические основы обучения иностранным языкам
- Часть I. Теоретические основы методики обучения...
- Часть I. Теоретические основы методики обучения...
- Тема 3. Психологические основы обучения иностранным языкам
- Часть I. Теоретические основы методики обучения...
- Тема 3. Психологические основы обучения иностранным языкам
- Тема 4. Принципы обучения иностранным языкам
- Тема 4. Принципы обучения иностранным языкам 29
- Часть I. Теоретические основы методики обучения...
- Тема 4. Принципы обучения иностранным языкам
- Часть I. Теоретические основы методики обучения...
- Часть I. Теоретические основы методики обучения..
- Часть I. Теоретические основы методики обучения...
- Тема 4. Принципы обучения иностранным языкам
- Часть I. Теоретические основы методики обучения...
- Тема 4. Принципы обучения иностранным языкам 39
- Тема 4. Принципы обучения иностранным языкам 41
- Тема 4. Принципы обучения иностранным языкам
- Часть I. Теоретические основы методики обучения...
- Тема 5. Цели и задачи обучения иностранным языкам
- Тема 5. Цели и задачи обучения иностранным языкам
- Часть I. Теоретические основы методики обучения...
- Тема 5. Цели и задачи обучения иностранным языкам 47
- Часть I. Теоретические основы методики обучения...
- Тема 5. Цели и задачи обучения иностранным языкам 49
- Тема 5. Цели и задачи обучения иностранным языкам 51
- Часть 1. Теоретические основы методики обучения...
- Тема 6. Структура содержания обучения иноязычному общению
- Тема 6:Структура содержания обучения иноязычному общению 57
- Тема 6. Структура содержания обучения иноязычному общению 59
- Тема 7. Учебно-речевые ситуации (урс) в обучении...
- Тема 7. Учебно-речевые ситуации (урс) в обучении иностранным языкам
- Тема 7. Учебно-речевые ситуации (урс) в обучении... 63
- Часть I. Теоретические основы методики обучения...
- Тема 7. Учебно-речевые ситуации (урс) в обучении... 65
- Тема 8. Проблема системы упражнений в методике обучения иностранным языкам
- Тема 8. Проблема системы упражнений в мет
- Тема 8. Проблема системы упражнений в методике обучения... 69
- Тема 8. Проблема системы упражнений в методике обучения... 71
- Тема 8. Проблема системы упражнений в методике обучения...
- Часть I. Теоретические основы методики обучения...
- Тема 9. Средства обучения
- Тема 9. Средства обучения иностранному языку...
- Тема 9. Средства обучения иностранному языку... 79
- Часть I. Теоретические основы методики обучения...
- Тема 9. Средства обучения иностранному языку...
- Часть I. Теоретические основы методики обучения...
- Часть II
- Тема 10. Обучение фонетическим навыкам