logo search
Иванова 1 часть

Часть I. Теоретические основы методики обучения...

макетов, фильмов и т. п. Вторые — с помощью словесно­го описания.

3. По объему высказывания (речевому продукту) различают микро- и макроситуации. Первая соотносится с минимальным речевым произведением, вторая — с связным высказыванием. На основе микроситуаци" можно обучать способам взаимосвязи смежных репли

диалога.

4. По методической цели можно различать ситуа­ции, лежащие в основе акта репродукции и акта рецеп­ции. Они различаются расстановкой участников обще­ния и формой их связи (однонаправленная, двунаправ­ленная). Ситуации репродукции мотивируют говорение (или при необходимости письменную речь). Ситуации рецепции применимы как способ мотивации чтения и

аудирования.

Функции учебно-речевых ситуаций в учебном про­цессе многообразны. Требования к учебно-речевым си­туациям различаются в зависимости от того, на что на­правлено их использование в различных звеньях про­цесса формирования навыков и развития умений. Учебно-речевые ситуации используются: 1. На этапе ознакомления учащихся с новым материалом. 2. На эта­пе тренировки учащихся в использовании языкового материала в речи и формирования речевых навыков. 3. На этапе развития умений иноязычной устной и пись­менной речи.

В первом случае (1) учебно-речевая ситуация высту­пает как фон и обеспечивает первичное восприятие зна­чения явления и его употребления. Речевой продукт предъявляется в готовом виде в единстве с ситуацией. Это позволяет учащимся накапливать речевой опыт.

Во втором случае (2) выполняются ситуативно ок­рашенные упражнения, подготавливающие к речи. Это связано с тем, что условия формирования речевых на­выков должны быть адекватны условиям их функцио­нирования. В отличие от первого случая речевой про­дукт не дается учащимся в готовом виде, а только под­сказывается с помощью различных языковых опор. Но по мере того, как учащиеся овладевают тем или иным