logo search
Иванова 1 часть

Часть I. Теоретические основы методики обучения...

обучения (учебно-воспитательный процесс), включаю­щий деятельность учителя и учащихся, основные орга­низационные формы их взаимодействие (совокупность уроков, внеклассная работа и т. п.).

С. Ф. Шатилов к объектам исследования методики относит «процесс обучения иностранному языку и зако­номерности усвоения его как нового средства коммуни­кации, а^также особенности образования и воспитания всесторонне развитой личности средствами иностранно­го языка в разных условиях (в том числе и в средней школе)».

Методика как наука сама добывает знания о законо­мерностях изучения иностранного языка в разных усло­виях обучения. Она это делает с помощью различных ме­тодов исследования, среди которых выделяют основные и вспомогательные, эмпирические и теоретические. При­ведем методы исследования, которыми пользуется мето­дика, в систематизированном виде.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Основные

Вспомогательные

1. Анализ методических

1.Анкетирование

источников

2. Обобщение опыта

2. Тестирование

3. Научное наблюдение

3. Беседа

4. Пробное обучение

4. Хронометрирование

5. Опытное обучение

5. Моделирование

6. Эксперимент

Методика как самостоятельная наука имеет собст­венный понятийный аппарат (научные категории), кото­рые выражают обобщенные научные знания в области методики преподавания иностранных языков. Каждая методическая категория должна занять определенное ме­сто в общей научной системе. Приведем определения наиболее важных категорий, в которых выражается суть самой методической науки.

Гема 1. Методика обучения иностранным языкам как наука 11

Метод (в узком смысле слова) — основной струк­турно-функциональный компонент деятельности учителя и учащихся, путь и способ достижения определенной це­ли в преподавании и учении (И. Л. Бим).

М. В. Ляховицкий определяет метод как «обобщен­ную модель реализации основных компонентов учебного процесса по иностранному языку, в основе которой ле­жит определенная доминирующая идея решения главной методической задачи».

Метод (в широком смысле) — это методическое на­правление в истории методики (прямой, грамматико-переводный и др.).

Система обучения — это модель реализации основ­ных компонентов учебного процесса, соответствующая определенной методической концепции, которая обу­словливает отбор материала, форму, содержание и сред­ства обучения (И. Л. Бим).

Прием — элементарный методический поступок, направленный на решение конкретной задачи препода­вания на определенном этапе практического занятия (М. В. Ляховицкий).

Способ — группа приемов, направленных на реше­ние более общей задачи.

Методика обучения иностранным языкам, как и вся­кая наука, использует данные других наук, поскольку по­следние формулируют либо общие закономерности про­цесса обучения и воспитания, либо закономерности язы­ка и речевой деятельности, либо закономерности прояв­ления высших психических функций человека в процессе обучения и воспитания.

Методика преподавания иностранных языков оп­ределяет закономерности, которые характерны для обучения иностранным языкам. Назовем эти законо­мерности.

1. Развивающий характер обучения, реализующийся с помощью иноязычной коммуникативной деятельности, в ходе которой осуществляется развитие личности обу­чаемого.

2. Целенаправленность всей учебной деятельности учащихся, иерархичность ее структуры, ее взаимодейст­вие с разными формами познавательной деятельности.

12 Часть I. Теоретические основы методики обучения..

3. Рассмотрение знаний, умений и навыков форми­руемой деятельности и способности применять их на практике в качестве результата обучения иностранным языкам в средней школе; их зависимость от организации предметных действий.

4. Выделение внутри предметных действий единиц материала разного уровня организации в качестве основ­ных объектов учебной деятельности, действий оформле­ния и оперирования (действий реализаций), их взаимо­обусловленность и зависимость от цели, специфики того или иного вида деятельности.

5. Реализация управления обучением с помощью по­этапного формирования предметных и умственных дей­ствий и обратной связи, включающей контроль и кор­рекцию и обеспечивающей по возможности положитель­ное подкрепление.

6. Речевая и познавательная активность учащихся как одно из главных условий успешности обучения, как основа для формирования способности применять при­обретенные знания, навыки и умения на практике; ее обусловленность мотивацией.

7. Зависимость мотивации от характера педагогиче­ских воздействий учителя, в частности от наличия сти­мулов и подкрепления (И. Л. Бим).

Методика обучения иностранным языкам связана с другими науками. Педагогика, психология, лингвисти­ка и психолингвистика находятся в наиболее тесной свя­зи с методикой, поэтому эти науки называют базовыми. Другие науки, данными которых пользуется методика, называются смежными. Характер взаимодействия мето­дики с другими науками показан на схеме 1 на стр. 13.

Базовые науки создают теоретическую основу для методики преподавания иностранных языков. Поэтому принято говорить о педагогических (дидактических), психологических, лингвистических основах методики обучения иностранным языкам.

В последнее время в методике обучения иностран­ным языкам все чаще используется термин «лингводи-дактика». И. И. Халеева считает лингводидактику такой отраслью методической науки, которая «обосновывает содержательные компоненты образования, обучения,

Тим I. Медика обучения иностранным языкам как наука

13

14