Оглавление
ВВЕДЕНИЕ | 6 |
Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ОБУЧЕНИЯ | 8 |
1.1. Дидактика как теория обучения | 8 |
1.2. Основные категории дидактики | 8 |
1.3. Связь дидактики с другими науками | 10 |
Тема 2. ОБУЧЕНИЕ КАК ПРОЦЕСС | 11 |
2.1. Сущность процесса обучения | 11 |
2.2. Движущие силы, противоречия и логика процесса обучения | 11 |
2.3. Функции процесса обучения | 13 |
Тема 3. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ | 16 |
3.1. Понятие о методологических основах процесса обучения | 16 |
3.2. Научные подходы как методологическая основа процесса обучения | 17 |
3.3. Закономерности процесса обучения | 20 |
3.4. Принципы обучения | 22 |
3.5. Дидактические концепции как методологическая основа процесса обучения | 23 |
Тема 4. СОВРЕМЕННЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ | 26 |
4.1. Теория проблемного обучения | 26 |
4.2. Теория программированного обучения | 27 |
4.3. Теории развивающего обучения | 29 |
4.4. Теория личностно ориентированного образования | 35 |
Тема 5. ОБУЧЕНИЕ В СТРУКТУРЕ ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА | 38 |
5.1. Понятие о целостном педагогическом процессе | 38 |
5.2. Общность и специфика обучения и воспитания | 39 |
5.3. Процесс обучения как целостная система | 40 |
Тема 6. ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА | 43 |
6.1. Цели обучения в средней школе | 43 |
6.2. Таксономия целей обучения | 44 |
Тема 7. ЛИЧНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА | 46 |
7.1. Двусторонний и личностный характер обучения | 46 |
7.2. Обучение как сотворчество учителя и ученика | 49 |
7.3. Понятие о стиле преподавания и стиле учения | 51 |
Тема 8. МОТИВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА | 53 |
8.1. Понятие о мотивах познавательной деятельности | 53 |
8.2. Виды познавательной мотивации | 55 |
8.3. Познавательный интерес как высший уровень познавательной мотивации | 57 |
Тема 9. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА | 60 |
9.1. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности | 60 |
9.2. Государственный образовательный стандарт | 65 |
9.3. Учебные планы | 68 |
9.3.1. Базисный учебный план | 68 |
9.3.2. Типовой учебный план | 74 |
9.3.3. Рабочий учебный план (учебный план общеобразовательной школы) | 87 |
9.4. Учебные предметы, программы и учебная литература | 88 |
Тема 10. ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-ОПЕРАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА | 92 |
10.1. Понятие о методах обучения | 92 |
10.1.1. Классификации методов обучения | 93 |
10.1.2. Традиционные методы обучения | 95 |
10.1.3. Активные методы обучения | 102 |
10.2. Понятие о средствах обучения и их функциях в учебном процессе. Классификации средств обучения | 114 |
10.3. Понятие об организационных формах обучения. Классификации организационных форм обучения | 116 |
10.3.1. Формы организации всей системы обучения (системы обучения) | 116 |
10.3.2. Формы организации учебной работы (виды занятий) | 123 |
10.3.3. Формы учебной деятельности учащихся | 125 |
10.4. Урок как основная форма обучения, виды, типы и структура уроков | 127 |
10.5. Подготовка учителя к уроку | 131 |
10.6. Требования к современному уроку | 132 |
10.7. Понятие об анализе урока и требованиях к нему | 134 |
Тема 11. КОНТРОЛЬНО-РЕГУЛИРОВОЧНЫЙ КОМПОНЕНТ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА | 138 |
11.1. Диагностика обученности учащихся | 138 |
11.2. Виды контроля | 139 |
11.3. Методы контроля | 141 |
11.4. Формы контроля | 144 |
Тема 12. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ | 148 |
12.1. Особенности и проблемы современного учебного процесса | 148 |
12.2. Современные модели организации обучения | 150 |
12.3. Сущность инновационной педагогической деятельности. Традиционное и инновационное в обучении | 152 |
12.3.1. Понятие об инновационной педагогической деятельности | 152 |
12.3.2. Виды инновационной педагогической деятельности | 156 |
12.3.3. Анализ инновационной педагогической деятельности | 160 |
12.4. Авторская школа как вариант инновационной педагогической деятельности | 165 |
12.5. Типология и многообразие образовательных учреждений | 167 |
ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ | 171 |
ВОПРОСЫ К ИТОГОВОМУ КОНТРОЛЮ | 172 |
- Теория обучения удк
- Рецензенты
- Оглавление
- Введение
- 1.1. Дидактика как теория обучения
- 1.2. Основные категории дидактики
- 1.3. Связь дидактики с другими науками
- 2.1. Сущность процесса обучения
- 2.2. Движущие силы, противоречия и логика процесса обучения
- 2.3. Функции процесса обучения
- Характеристика обучения в зависимости от применяемых методов
- Тема 3 методологические основы процесса обучения
- 3.1. Понятие о методологических основах процесса обучения
- 3.2. Научные подходы как методологическая основа процесса обучения
- 3.3. Закономерности процесса обучения
- 3.4. Принципы обучения
- 3.5. Дидактические концепции как методологическая основа процесса обучения
- Тема 4.
- 4.1. Теория проблемного обучения
- 4.2. Теория программированного обучения.
- 4.3. Теории развивающего обучения
- 4.4. Теория личностно ориентированного обучения
- 5.1. Понятие о целостном педагогическом процессе
- 5.2. Общность и специфика обучения и воспитания
- 5.3. Процесс обучения как целостная система
- 6.1. Цели обучения в средней школе
- 6.2. Таксономия целей обучения
- Категории учебных целей в познавательной области
- 7.1. Двусторонний и личностный характер обучения
- 7.2. Обучение как сотворчество учителя и ученика
- 7.3. Понятие о стиле преподавания и стиле учения
- Тема 8 мотивационный компонент учебного процесса
- 8.1. Понятие о мотивах познавательной деятельности
- 8.2. Виды познавательной мотивации
- 8.3. Познавательный интерес как высший уровень познавательной мотивации
- 9.2. Государственный образовательный стандарт
- 9.3. Учебные планы
- 9.3.1. Базисный учебный план
- Базисный учебный план
- Базисный учебный план для среднего (полного) общего образования
- 9.3.2. Типовой учебный план
- Примерный учебныЙ план физико-математического профиля среднего (полного) общего образования
- Примерный учебныЙ план химико-биологического профиля среднего (полного) общего образования
- Примерный учебныЙ план социально-экономического профиля среднего (полного) общего образования
- Примерный учебныЙ план филологического профиля среднего (полного) общего образования
- Примерный учебныЙ план
- Индустриально-технологического профиля
- Среднего (полного) общего образования
- Направление – электротехника/радиоэлектроника
- (*) Профильный учебный предмет на основе элементов государственного стандарта начального профессионального образования.
- Примерный учебныЙ план оборонно-спортивного профиля среднего (полного) общего образования
- Примерный учебныЙ план для универсального обучения (непрофильное обучение) среднего (полного) общего образования
- 9.3.3. Рабочий учебный план (учебный план общеобразовательной школы)
- 9.4. Учебные предметы, программы и учебная литература
- Тема 10
- 10.1. Понятие о методах обучения
- 10.1.1. Классификации методов обучения
- 10.1.2. Традиционные методы обучения
- 10.1.3. Активные методы обучения
- Активные методы обучения
- 10.2. Понятие о средствах обучения и их функциях в учебном процессе. Классификации средств обучения
- 10.3. Понятие об организационных формах обучения. Классификации организационных форм обучения
- 10.3.1. Формы организации всей системы обучения (системы обучения)
- 10.3.2. Формы организации учебной работы (виды занятий)
- 10.3.3. Формы учебной деятельности учащихся
- 6.4. Урок как основная форма обучения, виды, типы и структура уроков
- 10.5. Подготовка учителя к уроку
- 10.6. Требования к современному уроку
- 10.7. Понятие об анализе урока и требованиях к нему
- Виды анализа урока
- Пример отражения хода поэтапного анализа урока
- Тема 11. Контрольно-регулировочный компонент учебного процесса
- 11.1. Диагностика обученности учащихся
- 11.2. Виды контроля
- 11.3. Методы и приемы контроля
- 10.4. Формы контроля
- Тема 12
- 12.1. Особенности и проблемы современного учебного процесса
- 12.2. Современные модели организации обучения
- 12.4. Сущность инновационной педагогической деятельности.
- 12.4.1. Понятие об инновационной педагогической деятельности
- 12.3.2. Виды инновационной педагогической деятельности
- 12.3.3. Анализ инновационной педагогической деятельности
- 12.4. Авторская школа как вариант инновационной педагогической деятельности
- 12.5. Типология и многообразие образовательных учреждений
- Перечень типов и видов государственных и муниципальных образовательных учреждений
- I Тип — Дошкольное образовательное учреждение
- II Тип — Общеобразовательное учреждение
- III Тип — Общеобразовательная школа-интернат
- Вопросы к итоговому контролю