logo search
Иванова 1 часть

Тема 7. Учебно-речевые ситуации (урс) в обучении... 63

турный состав ситуации, уяснять предмет высказывания, определять речевую форму высказывания (монолог или диалог), выбирать лексические и грамматические едини­цы, воплощать замысел высказывания в текст, опреде­лять стратегию речевого поведения.

Среди способов создания учебно-речевых ситуаций М. Л. Вайсбурд называет: а) словесное описание; б) ис­пользование наглядности (изобразительной: рисунок на доске, иллюстрация в книге, настенная картина, диапози­тив, кинофильм; аудитивной: прослушивание магнито­фонной записи); в) инсценирование готовых текстов, проигрывание речевых игр; г) использование реальных обстоятельств.

В современной методической литературе представ­лены различные классификации (типологии) учебно-речевых ситуаций.

1. По отношению к реальной действительности раз­личают: а) естественные (реальные); б) искусственные (воображаемые).

В условиях школьного обучения естественные рече­вые ситуации возникают в том случае, когда имеет место обмен новой для учащихся информацией при обсужде­нии какого-либо факта из жизни школьников, при обме­не мнениями по поводу просмотренного фильма, прочи­танной книги, во время беседы о текущих событиях. По­скольку одни только естественные ситуации не могут обеспечить планомерную работу по развитию речи, то большое значение придается созданию воображаемых ситуаций на уроках иностранного языка.

И естественные, и воображаемые ситуации являются учебными, так как они реализуются средствами ино­странного языка в определенных учебных целях. Вооб­ражаемые ситуации, однако, имеют определенные отли­чительные черты: в них даются детализированные об­стоятельства. Они развивают воображение. Такие ситуа­ции могут разыгрываться неоднократно, что очень важно для организации учебного процесса.

2. По способу создания различают экстралингвис­тические (внеязыковые) и вербальные (языковые) си­туации. Первые' создаются с помощью иллюстраций,

64