logo search
Teoria_obuchenia_Moskva

12.4. Авторская школа как вариант инновационной педагогической деятельности

Наиболее яркими образцами инновационной педагогической деятельности является работа авторских школ, т.е. учебно-воспитательных заведений, деятельность которых построена на оригинальных (авторских) идеях и технологиях и представляет собой образовательную практику, новую вообще или инновационную для данного этапа развития общества. Авторской школе присущи следующие отличительные качества:

В истории педагогики и в современном образовании известно много образцов авторских школ, которые были инновационными для своего времени («Новый двор» И.Г. Песталоцци, школу С. Френе, Л.Н. Толстого, Я. Корчака, С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, В.Н. Сороки-Росинского, В.А. Сухомлинского, А.А. Католикова, А.Н. Тубельского, В.А. Караковского и др.). Остановимся на некоторых из них.

Вальдорфская школа, созданная в 1919 году в г. Штутгарте при фабрике «Вальдорф-Астория» немецким философом и педагогом Рудольфом Штейнером, имела целью сформировать целостную личность:

Чтобы реализовать данные цели, была разработана специальная вальдорфская педагогика, включающая в себя:

Вальдорфская педагогика широко распространилась по всему миру. Сегодня насчитывается более 500 школ и 1000 детских садов, работающих на ее основе. В России в 1900 году создан Московский Центр вальдорфской педагогики (рук. А.А. Пинский) и действуют около 30 вальдорфских школ.

Школа-парк Милослава Александровича Балабана, существующая с 1993 года на базе массовой общеобразовательной школы г. Екатеринбурга, в основе своей концепции положила идею взращивания индивидуального потенциала личности, что на практике достигается следующим образом: