logo search
Teoria_obuchenia_Moskva

12.3.2. Виды инновационной педагогической деятельности

Многообразие видов инновационной педагогической деятельности не поддается четкому разграничению. В отдельных исследованиях инновационная педагогическая деятельность классифицируется в зависимости от:

1) сферы, в которых осуществляются новшества, затрагивающие:

- содержание и структуру обучения;

- технологии обучения;

- организацию процесса учения, преподавания и обучения;

- средства обучения;

- систему управления учебно-воспитательным процессом;

2) способа осуществления нововведений, что позволяет выделить:

- систематические, плановые (прогнозируемые), заранее задуманные;

- спонтанные, случайные, стихийные.

3) глубины и полноты инноваций:

- массовые, крупные, глобальные, стратегические, существенные, глубокие и др.;

- мелкие, малые, частичные и др.

4) в зависимости от характера протекания инновационной деятельности:

- внешние (нетрадиционные технологии, методы, формы и средства обучения и воспитания; иной режим жизнедеятельности учащихся, новые условия функционирования учреждения и др.);

- внутренние, дающие более высокие результаты обучения, достигнутые в определенный отрезок времени (качество и прочность знаний, уровень усвоения систем знаний, сформированность познавательных и исследовательских действий, интегративных и обобщенных умений).

Наиболее значительной разновидностью инновационной педагогической деятельности выступает система работы учителя. Инновационной может считаться система работа, в рамках которой педагог:

Основными видами системы работы учителя выступают педагогическое мастерство, педагогическое творчество и педагогическое новаторство.

Педагогическое мастерство – система работы учителя, характеризующаяся осознанным, разнообразным и гибким применением в собственной практике методов, приемов, форм и средств работы, давно и прочно вошедших в педагогику и частные методики. Этот вид педагогической деятельности отличается владением методикой учебно-воспитательной работы на высоком профессиональном уровне:

Традиционной данная педагогическая деятельность является в силу того, что в ней не создается ничего принципиально нового, однако применение хорошо известных в теории и практике приемов, методов и форм работы поднято до уровня подлинного мастерства, что позволяет достигать стабильно высоких результатов в учебно-воспитательном процессе.

Педагогическое творчество – система работы учителя, характеризующаяся внесением в образовательную практику существенно новых элементов педагогической технологии, т.е. применением новых методов, приемов, форм и средств работы с учащимися. О педагогическом творчестве речь идет, когда учитель модернизирует отдельные примы и средства работы, оснащая свою деятельность следующими компонентами:

При этом основу педагогической деятельности в рамках педагогического творчества составляют традиционные образовательные технологии, вот почему данный вид педагогической деятельности можно рассматривать как переходную стадию между массовой и инновационной педагогической деятельностью.

Педагогическое новаторство – система работы учителя, характеризующаяся поисками принципиально новых путей решения учебно-воспитательных задач. Для новаторской (инновационной) педагогической деятельности свойственно вступать в резкий конфликт с деятельностью массовой, потому что она сильно отличается от общепринятых норм и требует изменения учебных планов, программ, учебников, освоения нового режима жизнедеятельности того или иного образовательного учреждения.

Педагогическое новаторство – наиболее спорный и противоречивый вид педагогической деятельности, поскольку его результаты трудно измерить количественными показателями: они нацелены на глубинные, качественные изменения личности и коллектива и не всегда заметны сразу. Для педагогического новаторства характерны следующие отличительные особенности:

Деление педагогической деятельности на педагогическое мастерство, педагогическое творчество и педагогическое новаторство во многом условно, поскольку между различными ее видами существует тесное единство, основанное на взаимопереходах и взаимосвязи.

Деятельность инновационных учебных заведений как разновидность инновационной педагогической деятельности вызвана тем, что период преобразования общества порождает школу нового типа, которая ведет поиск путей достижения вечных, инвариантных целей образования: подготовить молодое поколение к жизни, к адаптации в социуме и его преобразованию; развить потребность и способности человека, его ориентации в жизни, стимулирующие самореализацию.

Инновационные учебные заведения – это, прежде всего, школа нового типа, основанная на динамике и творчестве в содержании, в педагогических технологиях, в реализации альтернативных педагогических идей. Это вариативная школа, лишенная единообразия, школа дифференцированного обучения, школа с гибкими образовательными программами.

Инновационные школы обеспечивают реформу образования образцами новой практики (через демонстрацию собственных подходов к обучению и воспитанию); новыми педагогическими и психологическими знаниями (через исследования и разработки педагогов) и сетью распространения новых идей (через происходящую в этих школах переподготовку учителей). Поэтому они выступают движущей основой нынешнего этапа образовательной реформы.

Появление инновационных образовательных учреждений вызвано рядом объективных причин многоаспектного характера. Во-первых, социально-экономическая реальность актуализировала потребность в подготовке людей, умеющих решать интеллектуальные, аналитические и творческие задачи, которые под силу только целенаправленно подготовленным личностям. На этот, еще не сформулированный официально, новый социальный заказ быстрее всего отозвались и продолжают отзываться лицеи, гимназии, колледжи, которые смогли перестроить свою жизнедеятельность в соответствии с новыми требованиями, получив статус инновационных учебных заведений.

Во-вторых, сегодня педагогическая общественность пытается осознать и принять в качестве основной идею развития. Несмотря на ее внешнюю простоту и кажущуюся доступность, тем не менее, учителя пока далеки от массового применения этой идеи в своей повседневной практике. В традиционном учебном процессе идея развития сводится, в основном, к тому, что учитель исходит из цели последовательного формирования способностей и умений учащегося, предлагая познавательные задачи возрастающей сложности. Таким образом, вместо развития в широком понимании этого процесса имеет место поэтапное формирование алгоритма определенной деятельности.

Нельзя сказать, что существующие «разрывы» между идеей развития и практикой ее применения не возникают в деятельности инновационных школ. Однако бесспорен тот факт, что многие инновационные учебные заведения стоят ближе к обеспечению действительного развития личности в условиях обучения. Основная причина этого заключается в особых условиях жизнедеятельности инновационной школы: лучшей кадровой, материальной и интеллектуальной обеспеченности их педагогического процесса, стремлением лучше зарекомендовать себя на рынке педагогических услуг.

Таким образом, появление инновационных образовательных учреждений обусловлено рядом причин социально-экономического и культурного характера:

Деятельность инновационных образовательных учреждений затрагивает фундаментальные аспекты реорганизации современного образования и направлена на:

Чтобы получить статус инновационного, образовательное учреждение должно: