logo search
Teoria_obuchenia_Moskva

12.3.3. Анализ инновационной педагогической деятельности

Чтобы анализировать инновационные педагогические достижения не поверхностно и эмоционально, а рассматривать аргументирование, всесторонне, целостно, как системно развивающееся единство, направленное на реализацию требований личностно ориентированного образовательного процесса, необходимо ориентироваться на ряд критериев:

Пути распространения инновационной педагогической деятельности разнообразны, их принято делить на устные и письменные. К устным формам распространения педагогических инноваций относятся:

Письменные формы распространения инновационной педагогической деятельности разнообразнее по вариантам и сложнее по содержанию. К ним относятся:

Достаточно часто к анализу инновационной педагогической деятельности привлекаются сами педагоги, его творцы и носители. При этом может возникнуть парадоксальная ситуация: учителя, демонстрирующие отличные практические результаты в обучении и воспитании, зачастую оказываются теоретически беспомощными в научном осмыслении собственных достижений.

Наиболее распространенными ошибками учителей, описывающих свои инновации для распространения их в массовой практике, являются следующие:

Учителям, анализирующим свою инновационную деятельность или описывающим достижения своих коллег, надо помнить ряд методических советов и рекомендаций:

1) определить, какими противоречиями современного учебно-воспитательного процесса вызвано появление данной инновационной деятельности, какие проблемы она разрешает;

2) выделить главную идею новшества, определить, что можно использовать в работе других учителей;

3) выяснить, нет ли перегрузок у учащихся, не достигаются ли успехи за счет других дисциплин;

4) определить научную достоверность новшества, его соответствие требованиям педагогики и психологии, возрастным и индивидуальным особенностям учащихся;

5) выяснить, в какой степени данная инновационная деятельность способствует развитию познавательной активности и творческих способностей учащихся;

6) выявить систему работы учителя, последовательно описав методические приемы, применяемые учителем, и ответные действия учащихся, оценить их целесообразность и результативность;

7) вскрыть трудности, недостатки н противоречия в работе учителя, показать, какие вопросы не нашли решения в его инновационной педагогической деятельности;

8) определить границы применения данного новшества, выявив, при каких условиях оно дает хороший результат, когда не срабатывает;

9) сделать вывод о ценности данной инновационной педагогической деятельности и целесообразности ее распространения в массовой практике;

10) ознакомить коллег с данным новшеством, разъяснить преимущества инновационной технологии, показать ее в действии;

11) обучить коллег новой передовой технологии через методические семинары, педагогические чтения;

12) познакомить коллег с необходимой документацией, поместив в методическом уголке тезисы выступления учителя- новатора, его тематические и поурочные планы;

13) изучить результаты внедрения инновационной педагогической деятельности в массовую практику.

Важный момент анализа инновационной педагогической деятельности – правильное ее описание, которое бывает различным в зависимости от охвата:

Наиболее распространенной формой описания инновационной деятельности является карточка, составленная по определенной схеме.

1. Аспект педагогического процесса, к которому данная инновация относится.

2. Фамилия, имя, отчество учителя-новатора.

3. Учебный предмет, по которому работает данный учитель, стаж работы учителя, образование, звание.

4. Краткое (200-250 слов) описание инновационной системы работы или отдельного факта, в ходе которого раскрываются действия учителя, направленные на разрешение определенной учебно-познавательной или воспитательной задачи, ответные действия учащихся и достигнутый результат.

5. Анализ и оценка новшества, его достоинства и недостатки, границы применения.

6. Источник получения информации о новшестве (какая информация имеется в школе, где можно с ней ознакомиться).

7. Подпись лица, составившего карточку, дата ее заполнения.

Подобные карточки не могут давать достаточно полного описания инновационной деятельности того или иного учителя, они, скорее, носят информационный характер и предполагают дальнейшее, более детальное изучение новшества на основе информационной карты, которая составляется по следующей схеме:

Автор новшества – фамилия, имя, отчество учителя, преподаваемый им предмет, стаж работы, звания и награды.

Адрес новшества – город, школа, классы, в которых работает учитель- новатор.

Содержание новшества – наименование проблемы, над которой работает учитель, противоречия современного учебно-воспитательного процесса, вызвавшие появление данной инновационной деятельности.

Личная концепция автора – основные педагогические идеи, положенные в основу данной деятельности и вытекающие из необходимости разрешить названные выше противоречия.

Творческие находки автора – определение вида объекта инновационной педагогической деятельности и доказательное подкрепление этого примерами из опыта организации уроков, элементами педагогической технологии учителя.

Теоретическая интерпретация опыта – подробное описание достоинств и недостатков новшества на основе критериев инновационной педагогической деятельности (результативность; стабильность и т. д.).

Источник информации – указание источников, по которым можно ознакомиться с данным новшеством.

Экспертное заключение – указание на то, кто, где и когда выносил заключение о ценности данного новшества.

Внедрение новшества – перечень учителей, членов данного коллектива или других школ, которые работают по применению данной инновационной деятельности в массовой практике обучения и воспитания.

Таковы, в общих чертах, требования к анализу инновационной педагогической деятельности, позволяющие осмыслить ее как явление педагогической действительности.