logo search
Teoria_obuchenia_Moskva

10.4. Формы контроля

Их можно рассматривать в разных отношениях к видам, методам и приемам. В практической учебной работе представляют интерес две стороны:

  1. форма как внутренняя организация процесса проверки – или организационная форма;

  2. форма как внешнее выражение процесса проверки.

Обе эти стороны взаимодействуют между собой, а также с видами, методами и приемами проверки.

Организационные формы контроля.

К ним относятся индивидуальная, групповая, фронтальная и комбинированная (уплотненная) формы.

Индивидуальная проверка знаний. Ее задача – глубокий и всесторонний контроль знаний, умений и навыков ученика, уровня его разностороннего и, прежде всего, интеллектуального развития. Такая проверка дает значительный материал для объективного суждения и соответствующих выводов о каждом ученике, для организации индивидуального подхода к нему в процессе учебно-воспитательной работы. Недостаток индивидуальной проверки – отнимает много времени на уроке.

Одним из вариантов индивидуального контроля выступает самоконтроль, заключающийся в проверке учеником результатов собственной работы. При организации самоконтроля учитель советует учащимся при выполнении письменных заданий быть очень внимательными, проверить написанное еще и еще раз, используя различным вариантам проверки. При сомнениях следует обращаться к учебникам и другим книгам и справочникам, товарищам, наконец, к учителю. Если же ошибка оказалась незамеченной, то постараться спокойно разобраться, как и почему должно быть иначе. Самоконтроль выполняет функцию обратной связи в учении школьника.

Групповая проверка предполагает контроль учебной работы целой группы. Это особенно удобно, если учащиеся выполняли работу группой. Здесь проявляется взаимопомощь ребят. При такой проверке следует дойти до каждого, выяснить, каков вклад каждого в общее дело.

Разновидностью группового контроля является взаимоконтроль, который может быть использован при выполнении тренировочных письменных работ учащихся. При организации взаимоконтроля учащиеся-соседи после выполнения письменных заданий обмениваются тетрадями и проверяют, нет ли ошибок. Если да, то совместно обсуждают, в чем она состоит, как правильно должно быть и почему. В случае разногласий обращаются за справкой к учебнику, справочникам или за консультацией к учителю. Эту форму контроля можно использовать на уроке уже с младших классов, ее постоянно практиковал в своей работе учитель-новатор В.Ф. Шаталов.

Фронтальная проверка проводится одновременно со всеми учащимися класса и организуется, как правило, следующим образом:

В процессе фронтальной проверки, которую также называют «беглым опросом», по сути каждый ученик успевает хотя бы один раз ответить на какой-либо вопрос, дополнить или уточнить предыдущий ответ товарища.

Фронтальная проверка позволяет в короткий срок повторить (воспроизвести, актуализировать) для учащихся класса материал, на который учитель будет опираться при изучении новой информации на данном уроке. К такому же беглому опросу учитель прибегает в конце урока для того, чтобы убедиться, что учащиеся правильно, без искажений усвоили новую тему.

Достоинства фронтального опроса: мобильность, экономия времени, охват большинства, а в лучшем случае – даже всех учащихся класса активной работой. Недостатки: ученики не успевают дать развернутый ответ на каждый вопрос, ответы каждого как бы фрагментарны, мозаичны и лишь активное участие, напряженная, внимательная работа на протяжении всего времени опроса обеспечивают ученику цельную картину опрашиваемого и проверяемого материала. В виду фрагментарности ответов после беглого опроса учителю необходимо сделать обобщение по теме.

Фронтальная проверка чаще всего проводится как беглый устный опрос, но возможна и письменная фронтальная проверка. При этом остается ее контрольная функция, а функция оперативной обратной связи утрачивается, так как результаты письменных ответов будут известны уже за пределами данного урока.

Комбинированная (уплотненная) проверка, сочетающая в себе различные варианты контроля.

До уроков учитель заготавливает вопросы и задания на отдельных листках (карточках), в зависимости от сложности заданий их может быть 2-5. Кроме того, ряд вопросов предназначен для устного ответа. Учитель заранее определяет тех учащихся, которых будет проверять.

На самом уроке отвечать одновременно выходят 5-7 человек. Двое выполняют задание на доске (само задание записано у каждого на листке (карточке)). Это может быть решение задач по математике, физике, химии, выполнение письменных упражнений по языкам, работа по карте (география, история) и т.д. В это время 2-3-4 учащихся (каждый самостоятельно) письменно на местах отвечают на вопросы своей карточки. Один ученик отвечает у доски, его ответы развернутые, с дополнительными вопросами и ответами, т.е. идет глубокая индивидуальная проверка. Пока устно отвечает первый ученик, другие учащиеся, работающие у доски, успевают подготовить свою часть задания. Потом выслушиваются их ответы. Те ученики, которые на листочках выполняли задания и писали письменные ответы, сдают листочки-ответы учителю. Если позволяет время, то ответы анализируют, если нет, то их проверяют после уроков.

Достоинства уплотненного опроса: удается опросить и оценить многих учащихся, глубоко проверить одного-трех из них, повторить значительный по объему материал. Недостатки: 1) те ученики, которые работают по индивидуальным карточкам на местах (2-4 учащихся) и у доски (2 учащихся), выключаются из общей работы класса, который слушает развернутый устный ответ первого ученика, а учащиеся класса, в свою очередь, не могут оценить их письменные ответы; 2) внимание учащихся класса может быть рассеяно, так как они не только случают отвечающего у доски, но и наблюдают за работой других проверяемых, в особенности тех, кто работает у доски, дисциплина при этом часто нарушается.

При проведении комбинированного контроля нужно развитое умение учителя распределять свое внимание между разными одновременно происходящими занятиями многих ребят и притом контролировать время, выдерживать основное направление урока и намеченный темп.

Помимо уплотненного опроса к комбинированному контролю может быть отнесен «поурочный балл» – одна из организационных форм учета знаний.

Вместо проверки проводится наблюдение за работой учащихся на протяжении всего урока. Учитель учитывает активность школьника на уроке: как он работает при изучении нового материала, задавал ли он учителю или классу вопросы, отвечал ли, правильно ли комментировал, исправлял ли ошибки свои и товарищей, приводил ли примеры, верно ли анализировал задачи, участвовал ли в обобщении материала и т.д. Все, что делал ученик на уроке, учитель не выпускает из поля зрения и учитывает. Результатом его наблюдений и учета становится общая оценка познавательной активности школьника, выраженная в поурочном балле. Учитель выставляет их 10-12 учащимся по окончании урока, комментирует перед классом. Поурочный балл стимулирует познавательную активность учащихся на уроке, позволяет вести учет знания и развития одновременно многих учащихся.

Формы контроля по их внешнему выражению.

К внешним формам контроля можно отнести контрольный урок, контрольное практическое занятие, опрос, коллоквиум, зачет, экзамен.

Контрольный урок и контрольное практическое занятие. В системе учебных занятий они составляют необходимое звено и проводятся в виде итогового контроля после изучения большого раздела учебного предмета или в конце учебной четверти, полугодия, года. При этом все занятие посвящается контрольной работе, "инструментами" которой являются диктант, сочинение, изложение (по языковым дисциплинам, литературе, истории), письменная контрольная работа (по математике, физике, химии), графические и практические занятия (по труду, физкульту­ре, биологии, географии). Здесь ученик показывает качество знаний, умений и навыков, уровень развития познавательных способностей.

Опрос, коллоквиум направлены на проверку теоретической готовности школьника к проведению практических занятий. Их успешная сдача является условием допуска к таким занятиям.

Коллоквиум (от лат. colloquium – разговор, беседа) уместно проводить в порядке тематического контроля в 9-11-х классах. Его методика такова: учащимся заранее объявляется тема и минимум вопросов, указывается литература. Для интересующихся организуются консультации. Коллоквиум чаще всего проводится перед практическими занятиями, например по физике, химии, биологии, труду. От него, как правило, никто не освобождается, проверке подвергаются все ученики. Если кто-либо не справится с заданием – такого ученика учитель вправе не допустить к практической работе: дав консультацию ученику о том, как ликвидировать пробелы в знаниях темы, учитель вновь проверит, усвоил ли ее ученик.

Зачет. Его методика сводится к следующему. Учащимся сообщают разделы учебного предмета, по которым предстоит сдать зачет, программные требования по предмету (объем знаний и практических умений и навыков). Затем в порядке собеседования, выполнения практических заданий учитель выясняет, каков объем учебного материала, которым твердо, прочно овладел ученик, каково качество знаний и умений по проверяемому предмету, достаточны ли они для того, чтобы на их базе продолжить изучение новых разделов курса или других смежных дисциплин. Результаты зачетов в баллах не оцениваются; фиксируется, что проверенный предмет или его крупный раздел зачтен или не зачтен ученику как усвоенный. От процедуры зачета учитель освобождает учащихся, усердно занимающихся и отлично успевающих по предмету. Такая оценка является также моральным поощрением прилежания и старательности ученика.

Выпускные и квалификационные экзамены. Их принимает не один учитель, а экзаменационная (квалификационная) комиссия. По результатам экзаменов ученик получает официальный документ об окончании учебного заведения (свидетельство, аттестат, диплом), присвоении квалификации (разряда, категории). Вопросы, задания, программа выпускных экзаменов обычно содержат ключевые и базовые понятия и связи по учебному предмету за все годы обучения. Учебный материал, выносимый на экзамены, ученикам сообщают заблаговременно, организуют консультации.

Кроме выпускных, в средних классах школ по некоторым предметам предусмотрены также и переводные экзамены. В отличие от выпускных они охватывают материал только одного учебного года. К переводным экзаменам отношение педагогов, родителей и общественности не однозначное: есть сторонники и противники их проведения. Сторонники переводных экзаменов считают, что экзамены побуждают учащихся к постоянным занятиям, подготовка к ним систематизирует их знания, приучает к ответственности. Итогом таких усилий ученика является более высокое качество его знаний, умений и навыков. Доводы противников переводных экзаменов таковы: подготовка к ним и процедура проведения экзаменов создают повышенную нервную, психическую и эмоциональную нагрузку; учащиеся испытывают перегрузку вплоть до стрессовых состояний. Эти усилия ученика не окупаются: результаты переводных экзаменов, как правило, подтверждают тот уровень овладения учеником знаниями, умениями и навыками, который был уже и без того известен на основании тематического и итогового контроля.