logo search
Teoria_obuchenia_Moskva

11.1. Диагностика обученности учащихся

Диагностика – прояснение всех обстоятельств дидактического процесса, точное определение результатов последнего. Без диагностики невозможно эффективное управление дидактическим процессом, достижение оптимальных для имеющихся условий результатов.

Диагностирование включает в себя: контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий.

Контроль – выявление, измерение и оценивание знаний, умений.

Проверка – выявление знаний, умений.

Проверка есть составной компонент контроля, основной дидактической функцией которого является обеспечение обратной связи между учителем и учащимися, получение педагогом объективной информации о степени освоения учебного материала, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях. Проверка имеет целью определение не только уровня и качества обученности учащегося, но и объема учебного труда последнего.

Оценивание (как процесс) содержится в контроле.

Оценка – результат проверки. Это определение и выражение в условных знаках-баллах (отметках), а также в оценочных суждениях учителя степени усвоения учащимися знаний, умений, навыков, установленных программой, уровня прилежания и состояния дисциплины.

Основой для оценивания успеваемости учащегося являются итоги (результаты) контроля. Учитываются при этом как качественные, так и количественные показатели работы учащихся.

Количественные показатели фиксируются преимущественно в баллах или процентах, а качественные в оценочных суждениях типа «хорошо», «удовлетворительно» и т.п. Каждому оценочному суждению приписывается определенный, заранее согласованный (установленный) балл, показатель (оценочное суждение «отлично» – балл 5). Очень важно при этом понимать, что оценка – это не число, полученное в результате измерений и вычислений, а приписанное оценочному суждению значение.

Принципы диагностирования и контролирования учащихся: