logo search
Teoria_obuchenia_Moskva

12.1. Особенности и проблемы современного учебного процесса

Обучение – динамичный, постоянно обновляющийся процесс, чутко реагирующий на изменения социокультурной ситуации в конкретном обществе и мире в целом. Данная тенденция, имеющая место на всех этапах развития человеческого общества, стала особенно актуальной на современном этапе, поскольку школа, оснащенная техникой и идеями конца XX века, не может готовить личность к жизни в XXI веке из-за несоответствия темпов своего развития темпам социальных изменений в обществе.

В силу этого главной особенностью современного учебного процесса является его установка на подготовку подрастающего поколения, способного к опережающему мышлению, нацеленного на преобразовательные процессы в различных сферах жизнедеятельности современного общества, готового активно пополнять и обновлять свои знания. Это связано с тем, что в быстро меняющемся мире образование выступает важнейшим фактором общественных изменений, направленных на создание условий для самоопределения и самореализации личности на основе формирования у нее:

В связи с этим важнейшей проблемой современного учебного процесса является поиск новых подходов к обучению, которые обеспечили бы переход от поддерживающего обучения к обучению опережающему. Так называемое поддерживающее обучение, сложившееся в недалеком прошлом в условиях индустриально-технократического общества, имеет в своей основе стандартные (традиционные) методы и правила, предназначенные для того, чтобы справляться с уже известными, повторяющимися ситуациями. В условиях обновляющегося мира система поддерживающего обучения уже не отвечает объективным требованиям времени, поскольку ее обращенность в прошлое, ориентированность на репродуктивную деятельность и повсеместная неудовлетворенность положением человека в подобном образовании породили разрыв между быстротекущей жизнью и школой.

В контексте современной социокультурной ситуации остро ощущается потребность в опережающем обучении как качественно иной альтернативе, нацеленной на стимулирование у обучающихся активного, осознанного подхода к процессу освоения знаний и эффективного их применения. В отличие от поддерживающего обучения, формирующего познающий интеллект, опережающее обучение должно формировать у обучающегося преобразующий (творческий) интеллект, позволяющий ему в будущем стать саморазвивающейся личностью, стремящейся к гармонии с природой, с другими людьми, государством, обществом, с мировым сообществом, нацеленной на познание и рациональное преобразование природы, общества и самого человека.

Достижение этого требует пересмотра этических и культурных аспектов в организации учебного процесса, в основе которого должны лежать следующие ценностные ориентации: