Пример отражения хода поэтапного анализа урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Замечания |
Учитель задержался на 2 минуты. | Ученики шумят. | Начало урока сорвано. |
… | … | … |
Анализ реализации дидактических принципов служит для оценки того, как применяются на уроке те или иные принципы обучения. Этот вид анализа позволяет определить, насколько эффективно отобрано содержание материала к уроку и какова методика его проведения. Оцениваются следующие моменты урока:
отражение в содержании и построении урока воспитывающего характера обучения;
оптимальное сочетание научности и доступности в содержательной стороне урока;
характер связи урока с жизнью, актуальными проблемами сегодняшнего дня, личными устремлениями учащихся;
учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, характера изучаемого материала, специфики предмета, личностных особенностей учителя.
Психологический анализ урока позволяет определить характер общения учителя и учащихся в ходе совместной учебно-познавательной деятельности. Этот вид анализа может раскрыть “обратную связь”, т. е. показать отношение учеников к учителю и уроку, выявить, является ли учитель авторитарным педагогом или использует педагогику сотрудничества. При этом анализе учитываются следующие аспекты:
характер и объем положительных, отрицательных и нейтральных реплик учителя на всем протяжении урока;
глубина, полнота, объективность и аргументированность оценочных суждений учителя в адрес учащихся;
реакция учеников на действия и слова учителя, их заинтересованность работой;
позиция учителя при корректировке ответов и мыслительных действий учащихся, его терпимость к репликам учеников;
ориентация учителя на репродуктивный или проблемно-поисковый тип обучения, его стремление будить творческую деятельность учащихся, формировать критическое мышление.
Анализ достижения дидактических целей используется для выявления результативности работы учителя, для определения того, насколько эффективны применяемые в данном опыте приемы, методы, формы и средства работы. В данном анализе оценивается:
качество знаний учащихся, выражающееся в точности терминологических формулировок, осознанности ответов, широте охвата материала, глубине проникновения в проблему;
уровень полученных умений и навыков, характеризующийся наличием математической и орфографической зоркости, лингвистическим чутьем, филологической культурой и пр.;
степень владения логическим мышлением, культура умственного труда, выражающаяся в знании мыслительных действий и операций.
Анализ научной организации труда учителя позволяет оценить уровень методического мастерства педагога, рациональность ведения урока, разнообразие используемых приемов и средств работы, т. е. следующие аспекты:
оптимальное построение всех этапов урока;
рациональный отбор содержания, методов, приемов и средств работы, их взаимосоответствие и взаимообусловленность;
сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы учащихся, получаемый от этого эффект;
использование возможностей кабинетной системы, технической оснащенности, всего арсенала дидактических и методических достижений учителя и коллектива в целом;
логическая обусловленность в чередовании видов и приемов работы, в переходах от одного этапа урока к другому;
эффективность вводной и итоговой частей урока.
Анализ деятельности учителя применяется при целостном монографическом изучении того или иного опыта, основывается на всех предыдущих видах анализа и является своеобразным их синтезом. При этом оцениваются следующие слагаемые методического мастерства учителя:
умение правильно отобрать содержательный материал для урока, сделать его жизненным и личностно значимым для учащихся;
умение заинтересовать учащихся материалом урока и предметом в целом;
умение правильно поставить цели урока и рационально отобрать пути и средства их достижения;
умение строить свой урок в соответствии с учетом особенностей класса, предмета, собственных возможностей;
умение структурировать знания, четко определяя место каждого урока в целостной системе работы по данному материалу.
Таким образом, знание разнообразных видов анализа урока и комплексное их использование позволяет проанализировать деятельность того или иного учителя, не ограничиваясь лишь описанием внешних, эффектных приемов, не раскрывающих сущности педагогических достижений.
- Теория обучения удк
- Рецензенты
- Оглавление
- Введение
- 1.1. Дидактика как теория обучения
- 1.2. Основные категории дидактики
- 1.3. Связь дидактики с другими науками
- 2.1. Сущность процесса обучения
- 2.2. Движущие силы, противоречия и логика процесса обучения
- 2.3. Функции процесса обучения
- Характеристика обучения в зависимости от применяемых методов
- Тема 3 методологические основы процесса обучения
- 3.1. Понятие о методологических основах процесса обучения
- 3.2. Научные подходы как методологическая основа процесса обучения
- 3.3. Закономерности процесса обучения
- 3.4. Принципы обучения
- 3.5. Дидактические концепции как методологическая основа процесса обучения
- Тема 4.
- 4.1. Теория проблемного обучения
- 4.2. Теория программированного обучения.
- 4.3. Теории развивающего обучения
- 4.4. Теория личностно ориентированного обучения
- 5.1. Понятие о целостном педагогическом процессе
- 5.2. Общность и специфика обучения и воспитания
- 5.3. Процесс обучения как целостная система
- 6.1. Цели обучения в средней школе
- 6.2. Таксономия целей обучения
- Категории учебных целей в познавательной области
- 7.1. Двусторонний и личностный характер обучения
- 7.2. Обучение как сотворчество учителя и ученика
- 7.3. Понятие о стиле преподавания и стиле учения
- Тема 8 мотивационный компонент учебного процесса
- 8.1. Понятие о мотивах познавательной деятельности
- 8.2. Виды познавательной мотивации
- 8.3. Познавательный интерес как высший уровень познавательной мотивации
- 9.2. Государственный образовательный стандарт
- 9.3. Учебные планы
- 9.3.1. Базисный учебный план
- Базисный учебный план
- Базисный учебный план для среднего (полного) общего образования
- 9.3.2. Типовой учебный план
- Примерный учебныЙ план физико-математического профиля среднего (полного) общего образования
- Примерный учебныЙ план химико-биологического профиля среднего (полного) общего образования
- Примерный учебныЙ план социально-экономического профиля среднего (полного) общего образования
- Примерный учебныЙ план филологического профиля среднего (полного) общего образования
- Примерный учебныЙ план
- Индустриально-технологического профиля
- Среднего (полного) общего образования
- Направление – электротехника/радиоэлектроника
- (*) Профильный учебный предмет на основе элементов государственного стандарта начального профессионального образования.
- Примерный учебныЙ план оборонно-спортивного профиля среднего (полного) общего образования
- Примерный учебныЙ план для универсального обучения (непрофильное обучение) среднего (полного) общего образования
- 9.3.3. Рабочий учебный план (учебный план общеобразовательной школы)
- 9.4. Учебные предметы, программы и учебная литература
- Тема 10
- 10.1. Понятие о методах обучения
- 10.1.1. Классификации методов обучения
- 10.1.2. Традиционные методы обучения
- 10.1.3. Активные методы обучения
- Активные методы обучения
- 10.2. Понятие о средствах обучения и их функциях в учебном процессе. Классификации средств обучения
- 10.3. Понятие об организационных формах обучения. Классификации организационных форм обучения
- 10.3.1. Формы организации всей системы обучения (системы обучения)
- 10.3.2. Формы организации учебной работы (виды занятий)
- 10.3.3. Формы учебной деятельности учащихся
- 6.4. Урок как основная форма обучения, виды, типы и структура уроков
- 10.5. Подготовка учителя к уроку
- 10.6. Требования к современному уроку
- 10.7. Понятие об анализе урока и требованиях к нему
- Виды анализа урока
- Пример отражения хода поэтапного анализа урока
- Тема 11. Контрольно-регулировочный компонент учебного процесса
- 11.1. Диагностика обученности учащихся
- 11.2. Виды контроля
- 11.3. Методы и приемы контроля
- 10.4. Формы контроля
- Тема 12
- 12.1. Особенности и проблемы современного учебного процесса
- 12.2. Современные модели организации обучения
- 12.4. Сущность инновационной педагогической деятельности.
- 12.4.1. Понятие об инновационной педагогической деятельности
- 12.3.2. Виды инновационной педагогической деятельности
- 12.3.3. Анализ инновационной педагогической деятельности
- 12.4. Авторская школа как вариант инновационной педагогической деятельности
- 12.5. Типология и многообразие образовательных учреждений
- Перечень типов и видов государственных и муниципальных образовательных учреждений
- I Тип — Дошкольное образовательное учреждение
- II Тип — Общеобразовательное учреждение
- III Тип — Общеобразовательная школа-интернат
- Вопросы к итоговому контролю