logo search
Teoria_obuchenia_Moskva

3.2. Научные подходы как методологическая основа процесса обучения

Наиболее значимыми методологическими основами обучения выступают научные подходы как совокупность ведущих идей, определяющих цели, содержание, технологии и результаты учебного процесса.

1. Аксиологический (от греч. axia – ценность и logos – учение) подход имеет целью введение субъектов учебного процесса в мир ценностей и оказание им помощи в выборе личностно значимой системы ценностных ориентаций, главными из которых на современном этапе выступают мир, свобода, культура, совесть, жизнь, красота, здоровье, человек.

С позиций аксиологического подхода процесс обучения может быть представлен как расширяющееся жизненное пространство, в котором личность строит определенную траекторию своего движения, сообразуясь с ценностями самопознания, самооценки и саморазвития. В условиях современного образовательного процесса ценностные ориентации смещаются на развитие и саморазвитие духовно-нравственных качеств личности, что находит выражение в следующих приоритетных направлениях жизнедеятельности:

2. Гуманистический (от лат humanus – человеческий) подход рассматривает основной целью функционирования и развития учебного процесса становление активной, саморазвивающейся личности ученика, создание оптимальных условий для свободной и максимально полной реализации его личностного потенциала.

С позиций гуманистического подхода центральным системообразующим фактором учебного процесса выступает сама личность ребенка –индивидуально-неповторимая, устремленная к свободной реализации своих творческих потенций, что с необходимостью предполагает соблюдение целого ряда требований:

3. Культурологический подход рассматривает обучение как процесс освоения подрастающим поколением элементами общечеловеческой культуры на индивидуально-личностном уровне, результатом чего выступает овладение культурой деятельности, культурой мышления, культурой общения, эстетико-художественной культурой.

С позиций культурологического подхода процесс обучения направлен на формирование индивидуальной культуры личности, которая приобретается через участие в различных формах социальной деятельности и открывает широкие возможности для самосовершенствования и самореализации субъекта. Чем разнообразнее и продуктивнее значимая для личности деятельность, тем эффективнее происходит становление ее индивидуальной культуры. В этой связи целью культурологического подхода в рамках процесса обучения является не только сохранение, трансляция, воспроизводство и развитие культуры, но и создание средствами культуры условий для:

4. Диалогический подход рассматривает процесс обучения как движение не только к умению слушать и понимать другие точки зрения, но и к умению вступать с ними в конструктивный диалог. С позиций диалогического подхода обучения можно трактовать как процесс, в ходе которого создаются взаимные ценности, совершенствуется общение, основанное на открытости, доверительности, содружестве и сотворчестве педагога и учащихся.

Это умение не приходит само собой, ему надо специально учить, в целях чего в ходе учебного процесса необходимо:

создавать коммуникативные условия для поддержки самоценной активности каждой личности.

5. Индивидуально-личностный подход требует, чтобы процесс обучения строился на учете мотивации каждого ученика и динамики ее изменений входе учебно-познавательной деятельности. В целях чего необходимо, чтобы учебный процесс «преломлялся» через личность обучающегося, через его мотивы, ценностные ориентации, цели, интересы, перспективы, жизненные планы.

Сущность индивидуально-личностного подхода как методологической основы процесса обучения заключается в адаптации учебно-познавательной деятельности к интересам, способностям, познавательным запросам каждого ученика, который осознает свою индивидуальность, выявляет своих личностных качеств, требующих совершенствования и корректировки, ощущает потребность в самосовершенствовании. В целях этого в ходе учебного процесса необходимо:

6. Личностно-деятельностный подход исходит из того, что усвоение содержания исторического опыта в рамках учебного процесса осуществляется не путем передачи информации о нем субъекту, а в ходе его собственной активности. В целях чего педагог, управляя деятельностью ученика, должен формировать его сознание, максимально используя развивающие возможности учебных ситуаций и изучаемого предметного знания, что и составляет путь активного формирования личности через деятельность.

Реализация личностно-деятельностного подхода к процессу обучения предполагает соблюдение следующих организационно-методических условий: