logo search
Иванова 1 часть

Часть I. Теоретические основы методики обучения...

атмосфера» и условия, в которых развивается речь ребенка на родном языке. Использование зрительной нагляднос­ти в виде всевозможных картин, диафильмов и кино­фильмов позволяет быстрее подвести учащихся к уме­нию вести разговор на неподготовленные темы в услови­ях конкретной ситуации. Это, в свою очередь, позволяет развивать ситуативную речь.

Кроме зрительно-изобразительной наглядности су­ществует и языковая наглядность. Под языковой нагляд­ностью следует понимать «специально обработанную подачу устной и письменной речи, в результате которой через чувственно-наглядную выразительность речи на­чинали просвечивать те законы языка, по которым дан­ная речь построена» (В. А. Артемов). Человеческая речь содержит в себе звуковую материю, проявляющуюся в звуковых колебаниях, которые, воздействуя на наши органы чувств, и образуют чувственно-языковую на­глядность. Этот вид наглядности особенно рельефно вы­ступает при функционировании иностранного языка как средства общения.

Слово, как и всякий конкретный предмет, может восприниматься и представляться. У слова может быть четыре образа: слуховой, зрительный (сенсорный), дви­гательный и артикуляционный (моторный). На занятиях первоначально должны демонстрироваться иноязычные слова, предложения, а не предметы и их отношения. Иноязычные слова, словосочетания и предложения ус­ваиваются и прочнее удерживаются в памяти, если они обрабатываются слуховым, артикуляционным, зритель­ным и двигательным анализаторами.

Таким образом, при овладении иностранным языком принцип языковой наглядности реализуется наилучшим образом при самом широком использовании иноязычно-речевой практики во всех видах речевой деятельности. Исходя из этого, можно считать, что принцип наглядно­сти при овладении иностранным языком надо рассматри­вать как один из основных методических принципов при обучении языку в практических целях. Необходимо все­мерно использовать и поощрять применение на уроках иностранного языка и во внеклассной работе языковой наглядности как «непосредственного переживания язы-

Твма 4. Принципы обучения иностранным языкам

33

№». Использование языковой наглядности проявляет се­бя в: 1) иноязычно-речевой практике учащихся в слуша­нии, говорении, чтении и письме; 2) в применении грам­пластинок и магнитофона; 3) в использовании на уроках иностранного языка диафильмов, кинофильмов и видео­фильмов.

3. Принцип активности.

В методике преподавания иностранных языков рас­сматривают обычно два вида активности: а) воспроизво­дящую и б) творческую. Воспроизводящая активность преобладает при первичном усвоении языкового мате­риала. Элементы творческой активности необходимы и полезны при выполнении упражнений, направленных на мктоматизацию языкового материала, на развитие рече­вых умений.

Важнейшими средствами побуждения активности учащихся являются интересные формы установок, зада­ний, а также различные вопросы учителя. Важное место в повышении активности учащихся занимают элементы соревнования (в 5-7-х классах), например, при выполне­нии упражнений. Активность учащихся значительно по­вышается при создании условий, способствующих ис­пользованию иностранного языка как средства общения и устной и письменной формах (Г. В. Рогова). Эти усло­вия можно создавать путем использования в какой-то от­резок времени более активных форм работы, например: работа хором, в парах, в маленьких группах, сочетание индивидуальных и фронтальных режимов работы, ис­пользование отдельных приемов самостоятельной рабо­ты. С целью активизации мыслительно-речевой деятель­ности учащихся на уроке необходимо использовать так­же различные виды наглядности и ТСО.

В последнее время в дидактике происходит уточне­ние некоторых принципов обучения. Так, авторский кол­лектив Программы «Школа 2100» под руководством ака­демика А. А. Леонтьева предлагает рассматривать три группы принципов: 1-я группа — личностно ориентиро­ванные принципы; 2-я группа -—• культурно ориенти­рованные принципы; 3-я группа — деятельностно ориен­тированные принципы.

2-Заказ №3378

34