logo search
Teoria_obuchenia_Moskva

3.4. Принципы обучения

На основе дидактических закономерностей формулируются принципы обучения – нормативные требования к организации и проведению учебного процесса.

Руководствуясь ими, педагог регулирует свою деятельность в соответствии с возрастом учащихся, особенностями класса, характером изучаемого материала, собственными возможностями. Принципы обучения, в отличие от закономерностей, носят субъективный характер. Эта субъективность выражается в том, что, не зная того или иного принципа и игнорируя его в своей деятельности, учитель не может эффективно осуществлять педагогический процесс и добиваться высоких результатов.

Дидактические принципы, или правила обучения – одна из наиболее исследованных категорий в теории обучения, поскольку все крупнейшие педагоги вносили свой вклад в их разработку. Отдельные принципы существуют в неизменной трактовке длительное время; другие подвергаются существенному переосмыслению. Так, принципы наглядности, доступности, последовательности обучения и принцип прочности знаний были разработаны еще Я.А. Коменским и почти без изменений дошли до наших дней. А выдвинутый им же принцип природосообразности в современной дидактике породил принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей.

В современной дидактике нет единства в подходах к классификации принципов обучения. Чаще других выделяют следующие принципы:

Следует отметить, что принципы современной дидактики образуют систему, целостное единство, взаимосвязь. Все вместе они отражают основные особенности процесса обучения, дают учителю совокупность указаний к эффективной организации учебного процесса.