logo search
Иванова 1 часть

Часть I. Теоретические основы методики обучения...

к) принцип комплексности; к) принцип синтетического усвоения языкового материала; л) принцип взаимодейст­вия и др.

Принцип дифференцированного подхода в обучении ИЯ предполагает необходимость использования различ­ных методов и приемов обучения и развития упражнений в зависимости от ВРД, этапа обучения, возрастных осо­бенностей учащихся, их способностей и качеств. Други­ми словами, этот принцип как бы подчеркивает времен­ный и ограниченный характер так называемых частных принципов, проводит грань между ними и общими мето­дическими принципами.

Принцип дифференциации языкового материала как бы развивает принцип дифференцированного подхода в обучении ИЯ и предполагает зависимость частных принципов от характеристик различных элементов язы­ковой системы. Известно, что языковой материал состоит из неоднородных элементов и это обусловливает сущест­вование целостной языковой системы. Неоднородность элементов системы языка проявляется в различных харак­теристиках. Есть фонемы, совпадающие по своему значе­нию в первом и втором языках, а есть фонемы, сущест­венно или незначительно отличающиеся друг от друга. И это не может не учитываться при обучении произноше­нию. Этот принцип используется и при обучении грам­матической стороне речи. Например, при усвоении спряжения глаголов 1-й и 2-й групп во французском язы­ке целесообразно использовать правила, а при усвоении спряжения глаголов 3-й группы желательно использова­ние практического пути.

Принцип программирования процесса обучения пре­дусматривает отбор и деление всего языкового материала на дозы, величина которых устанавливается в зависимо­сти от условий обучения и характера учебного материа­ла, определяется последовательность введения доз мате­риала, а также систематическая повторяемость однотип­ного языкового материала и организация различных видов контроля его усвоения.

Принцип вычленения конкретных ориентиров преду­сматривает три типа ориентиров: образцы действий, опи­сания способа выполнения действия, опорные точки пра-