logo search
Иванова 1 часть

Часть I. Теоретические основы методики обучения..

Личностно ориентированные принципы включаю в себя: 1. Принцип адекватности. 2. Принцип развития 3. Принцип психологической комфортности.

Группа культурно ориентированных принципов вкл чает в свою структуру следующие принципы: 1.Принци картины мира. 2. Принцип целостности содержания обра зования. 3. Принцип системности. 4. Принцип смысловог отношения к миру. 5. Принцип ориентированной функции знаний. 6. Принцип опоры на культуру как мировоззрени и как культурный стереотип.

Группа деятельностно ориентированных принципов включает положения, регулирующие учебную деятель­ность школьника: 1. Принцип обучения в деятельности. 2. Принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуа­ции. 3. Принцип перехода от учебно-познавательной дея­тельности к самостоятельной деятельности ученика (зона его ближайшего развития). 4. Принцип опоры на пред­шествующее (спонтанное) развитие. 5. Креативный принцип, или принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

Формирование названных принципов связано с по­явлением новых данных в общей и социальной психоло­гии, дидактике, в теории управления и когнитологии.

4. Принцип систематичности и последовательности.

Этот принцип лежит в основе построения учебных программ и определяет систему работы учителя и дея­тельность учащихся в процессе обучения. При обучении иностранному языку этот принцип реализуется путем повторения, обобщения и систематизации языкового материала в процессе урока, темы, нескольких тем, чет­верти и т. д.

Последовательность реализуется порядком предъяв­ления и усвоения языкового материала, т. е. соблюде­нием следующих положений: от известного к неизвест­ному, от простого к сложному, от близкого к актуальному. Кроме того, принцип систематичности и последова-

тели 4. Принципы обучения иностранным языкам

35

тельности находит свое выражение в концентрическом прохождении языкового материала, в обновлении и ус­ложнении речевых операций и действий, предполагаю­щих неоднократное возвращение к изучаемому материа­лу с учетом моментов новизны и с постепенным расши­рением и углублением его.

Методические принципы обучения иностранным языкам

Р. К. Миньяр-Белоручев выделяет общие и частные методические принципы обучения иностранным языкам. Общие методические принципы — это постоянно дейст­вующие принципы, которые не зависят от целей, условий обучения или особенностей языкового материала. Эти принципы представляют собой непосредственное выра­жение лингвистических или психологических законов, а также закономерностей организации обучения ИЯ. Реа­лизация постоянно действующих методических принци­пов является необходимым условием эффективности учебного процесса, метода обучения.

Среди общих методических принципов Р. К. Миньяр-Белоручев называет следующие: 1) принцип дифферен­цированного подхода в обучении иностранным языкам; 2) принцип дифференциации языкового материала; 3) прин­цип программирования процесса обучения; 4) принцип вычленения конкретных ориентиров; 5) принцип комп­лексной мотивации.

Частные методические принципы — это основные положения педагогики, психологии и лингвистики, ис­пользуемые опосредованно, т. е. как интерпретация или преломление основных положений этих наук в методи­ческих целях. К частным методическим принципам Р. К. Миньяр-Белоручев относит следующие: а) принцип исключения родного языка; б) принцип опоры на родной язык; в) принцип учета родного языка; г) принцип устной основы обучения; д) принцип устного опережения; е) принцип параллельного обучения всем видам речевой деятельности; ж) принцип структурно-функционального подхода; з) принцип функционально-ситуативного под­хода; и) принцип коммуникативной направленности;

36