logo search
Teoria_obuchenia_Moskva

Характеристика обучения в зависимости от применяемых методов

Обучение на основе

репродуктивных методов

Обучение на основе

продуктивных методов

1

Основная цель обучения – получить «правильную» информацию

Основная цель обучения – «научить учеников учиться»

2

Учение – результат, который оценивается отметкой

Учение – вечный процесс «путешествия в неведомое»

3

Игнорирование внутреннего опыта ученика как мешающего обучению

Опора на внутренний опыт, фантазию и выдумку ребенка как необходимые слагаемые обучения

4

Упор на книжные знания абстрактного характера

Обогащение и дополнение книжных знаний за счет опыта

5

Трансляция «готовых» знаний от учителя к ученикам

Учитель не только учит, но и сам учится в процессе обучения

6

Учитель – главное действующее лицо педагогического процесса

Содружество и сотворчество учителя и учащихся

7

Учитель управляет учебно-познавательной деятельностью и поведением учащихся

Учитель развивает способности учеников к самоуправлению учебно-познавательной деятельностью и поведением

8

Целью обучения выступает количество знаний, умений и навыков учащихся

Целью обучения выступают как количественные, так и качественные результаты, отражающие развитие познавательных возможностей, творческих способностей и мыслительных процессов учащихся

Воспитательная функция в процессе обучения реализовывается через содержание изучаемого материала и методы организации учебной деятельности учащихся.

Содержание изучаемого матерала выполняет воспитательную функцию, если в ходе его освоения имеет место:

Методы организации учебной деятельности учащихся выполняют воспитательную функцию, если они обеспечивают:

Вместе с тем необходимо отметить, что развивающая функция не реализовывается в процессе обучения автоматически, а требует соответствующей организации. Пути эффективной реализации развивающей функции обучения разработаны в трудах отечественных ученых (Л.В. Занков, Н.А. Менчинская, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, М.А. Данилов, М.Н. Скаткин и др.). В их исследованиях показано, что развивающая функция успешно реализовывается, если в образовательном процессе обеспечиваются: