Характеристика обучения в зависимости от применяемых методов
№ | Обучение на основе репродуктивных методов | Обучение на основе продуктивных методов |
1 | Основная цель обучения – получить «правильную» информацию | Основная цель обучения – «научить учеников учиться» |
2 | Учение – результат, который оценивается отметкой | Учение – вечный процесс «путешествия в неведомое» |
3 | Игнорирование внутреннего опыта ученика как мешающего обучению | Опора на внутренний опыт, фантазию и выдумку ребенка как необходимые слагаемые обучения |
4 | Упор на книжные знания абстрактного характера | Обогащение и дополнение книжных знаний за счет опыта |
5 | Трансляция «готовых» знаний от учителя к ученикам | Учитель не только учит, но и сам учится в процессе обучения |
6 | Учитель – главное действующее лицо педагогического процесса | Содружество и сотворчество учителя и учащихся |
7 | Учитель управляет учебно-познавательной деятельностью и поведением учащихся | Учитель развивает способности учеников к самоуправлению учебно-познавательной деятельностью и поведением |
8 | Целью обучения выступает количество знаний, умений и навыков учащихся | Целью обучения выступают как количественные, так и качественные результаты, отражающие развитие познавательных возможностей, творческих способностей и мыслительных процессов учащихся |
Воспитательная функция обучения направлена на формирование у учащихся мировоззрения, нравственных, эстетических, этических представлений, взглядов, убеждений, способов соответствующего поведения и деятельности в обществе, системы идеалов, отношений, потребностей; физической культуры, т.е. совокупности качеств личности, вытекающих из социального заказа общества.
Воспитательная функция в процессе обучения реализовывается через содержание изучаемого материала и методы организации учебной деятельности учащихся.
Содержание изучаемого матерала выполняет воспитательную функцию, если в ходе его освоения имеет место:
развитие познавательного интереса школьников за счет потребности в расширении, углублении и дополнении сведений, содержащихся в учебнике;
наличие внутрипредметных и межпредметных связей, иллюстрирующих место и роль данного материала в структуре данного предмета и в содержании образования в целом;
наделение знаний личностным смыслом, основанное на показе значимости данного материала для обогащения внутреннего мира учащихся;
развитие личностных качеств учащихся за счет выполнения на основе изучаемого материала разнообразных учебно-познавательных заданий творческого характера.
Методы организации учебной деятельности учащихся выполняют воспитательную функцию, если они обеспечивают:
включение в рамки урока активных методов обучения (дидактических игр, проблемных ситуаций, эвристических методов);
ориентация на диалоговое общение, предполагающее свободный обмен мнениями в системах «учитель-ученик», «ученик-ученик», «ученик-ученики»;
использование групповых форм работы, направленных на конструктивное взаимодействие и взаимопомощь учащихся;
создание на уроке атмосферы содружества и сотворчества, при которой ученики выступают активными субъектами обучения и стремятся оптимально реализовать себя в ходе образовательной деятельности;
использование гибкой системы индивидуальных заданий, учитывающей уровень обученности учащихся и стимулирующей проявления их познавательной и творческой активности;
совершенствование форм контроля и оценки деятельности учащихся на основе объективного учета результатов коллективной и индивидуальной деятельности учащихся.
Развивающая функция обучения выражается в том, что бучение, согласно концепции Л.С. Выготского, ведет за собой развитие. В процессе учения происходит развитие психомоторной, сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, мотивационно-потребностной сферы личности. Оно осуществляется эффективнее, если обучение специально организовано, отвечает принципам развивающего обучения, основывается на использовании адекватных методов и средств.
Вместе с тем необходимо отметить, что развивающая функция не реализовывается в процессе обучения автоматически, а требует соответствующей организации. Пути эффективной реализации развивающей функции обучения разработаны в трудах отечественных ученых (Л.В. Занков, Н.А. Менчинская, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, М.А. Данилов, М.Н. Скаткин и др.). В их исследованиях показано, что развивающая функция успешно реализовывается, если в образовательном процессе обеспечиваются:
отбор содержания учебного материала, который по своей структуре, обобщенности, системности, информативности гарантирует развитие аналитических умений и способов познавательной деятельности учащихся на каждом возрастном этапе;
использование методов, приемов, форм и средств в соответствии с целями обучения, характером изучаемого материала, возрастными особенностями учащихся, возможностями учителя;
реализация принципа дифференциации обучения, при которой ученику предоставляется возможность выбора профиля и уровня образования, а также занятия по интересам;
овладение учащимися не просто определенной информацией, знаниями, умениями и навыками, но и опытом умственных действий, навыками творческого выполнения учебно-познавательной деятельности;
деятельностный подход в обучении, нацеливающий учеников на активное включение в различные виды деятельности (познавательную, исследовательскую, коммуникативную, практическую, творческую);
развитие аналитического мышления, проявляющегося в способности рассматривать явления и объекты в их целостности, выделять составляющие их элементы, устанавливать внутренние и внешние взаимосвязи и закономерности функционирования.
- Теория обучения удк
- Рецензенты
- Оглавление
- Введение
- 1.1. Дидактика как теория обучения
- 1.2. Основные категории дидактики
- 1.3. Связь дидактики с другими науками
- 2.1. Сущность процесса обучения
- 2.2. Движущие силы, противоречия и логика процесса обучения
- 2.3. Функции процесса обучения
- Характеристика обучения в зависимости от применяемых методов
- Тема 3 методологические основы процесса обучения
- 3.1. Понятие о методологических основах процесса обучения
- 3.2. Научные подходы как методологическая основа процесса обучения
- 3.3. Закономерности процесса обучения
- 3.4. Принципы обучения
- 3.5. Дидактические концепции как методологическая основа процесса обучения
- Тема 4.
- 4.1. Теория проблемного обучения
- 4.2. Теория программированного обучения.
- 4.3. Теории развивающего обучения
- 4.4. Теория личностно ориентированного обучения
- 5.1. Понятие о целостном педагогическом процессе
- 5.2. Общность и специфика обучения и воспитания
- 5.3. Процесс обучения как целостная система
- 6.1. Цели обучения в средней школе
- 6.2. Таксономия целей обучения
- Категории учебных целей в познавательной области
- 7.1. Двусторонний и личностный характер обучения
- 7.2. Обучение как сотворчество учителя и ученика
- 7.3. Понятие о стиле преподавания и стиле учения
- Тема 8 мотивационный компонент учебного процесса
- 8.1. Понятие о мотивах познавательной деятельности
- 8.2. Виды познавательной мотивации
- 8.3. Познавательный интерес как высший уровень познавательной мотивации
- 9.2. Государственный образовательный стандарт
- 9.3. Учебные планы
- 9.3.1. Базисный учебный план
- Базисный учебный план
- Базисный учебный план для среднего (полного) общего образования
- 9.3.2. Типовой учебный план
- Примерный учебныЙ план физико-математического профиля среднего (полного) общего образования
- Примерный учебныЙ план химико-биологического профиля среднего (полного) общего образования
- Примерный учебныЙ план социально-экономического профиля среднего (полного) общего образования
- Примерный учебныЙ план филологического профиля среднего (полного) общего образования
- Примерный учебныЙ план
- Индустриально-технологического профиля
- Среднего (полного) общего образования
- Направление – электротехника/радиоэлектроника
- (*) Профильный учебный предмет на основе элементов государственного стандарта начального профессионального образования.
- Примерный учебныЙ план оборонно-спортивного профиля среднего (полного) общего образования
- Примерный учебныЙ план для универсального обучения (непрофильное обучение) среднего (полного) общего образования
- 9.3.3. Рабочий учебный план (учебный план общеобразовательной школы)
- 9.4. Учебные предметы, программы и учебная литература
- Тема 10
- 10.1. Понятие о методах обучения
- 10.1.1. Классификации методов обучения
- 10.1.2. Традиционные методы обучения
- 10.1.3. Активные методы обучения
- Активные методы обучения
- 10.2. Понятие о средствах обучения и их функциях в учебном процессе. Классификации средств обучения
- 10.3. Понятие об организационных формах обучения. Классификации организационных форм обучения
- 10.3.1. Формы организации всей системы обучения (системы обучения)
- 10.3.2. Формы организации учебной работы (виды занятий)
- 10.3.3. Формы учебной деятельности учащихся
- 6.4. Урок как основная форма обучения, виды, типы и структура уроков
- 10.5. Подготовка учителя к уроку
- 10.6. Требования к современному уроку
- 10.7. Понятие об анализе урока и требованиях к нему
- Виды анализа урока
- Пример отражения хода поэтапного анализа урока
- Тема 11. Контрольно-регулировочный компонент учебного процесса
- 11.1. Диагностика обученности учащихся
- 11.2. Виды контроля
- 11.3. Методы и приемы контроля
- 10.4. Формы контроля
- Тема 12
- 12.1. Особенности и проблемы современного учебного процесса
- 12.2. Современные модели организации обучения
- 12.4. Сущность инновационной педагогической деятельности.
- 12.4.1. Понятие об инновационной педагогической деятельности
- 12.3.2. Виды инновационной педагогической деятельности
- 12.3.3. Анализ инновационной педагогической деятельности
- 12.4. Авторская школа как вариант инновационной педагогической деятельности
- 12.5. Типология и многообразие образовательных учреждений
- Перечень типов и видов государственных и муниципальных образовательных учреждений
- I Тип — Дошкольное образовательное учреждение
- II Тип — Общеобразовательное учреждение
- III Тип — Общеобразовательная школа-интернат
- Вопросы к итоговому контролю