logo
обзорки на ГОСы

6. Физическое развитие

Темпы роста и физического развития ребенка по сравнению с младенческим возрастом несколько снижаются. Однако постепенно увеличивается подвижность нервных процессов, совершенствуется их уравновешенность, повышается функциональная работоспособность нервных клеток коры больших полушарий головного мозга; увеличивается период активного бодрствования ребенка (до 4 – 4,5 часов). Интенсивно созревают сенсорная и моторная зоны коры мозга; более отчетливо проявляется взаимосвязь физического и нервно-психического развития.

Двигательная активность на втором и третьем году жизни детей основывается преимущественно на ходьбе. Новые приобретения на этом возрастном этапе – попытки бега, лазание, прыжки с места.

Задачи физического развития:

1. Обеспечить охрану и укрепление здоровья детей, способствовать психофизическому развитию, закаливанию организма.

2. Побуждать детей к двигательной активности, формируя основные жизненно важные движения, умение сохранять устойчивое положение тела, обеспечивая развитие сенсорно-моторных координации и мелкой моторики.

3. Воспитывать умение самостоятельно действовать, ориентируясь в пространстве, соотносить свои движения с окружающими предметами, согласуя их с движениями других детей и взрослых.

Содержание педагогического процесса составляют физические упражнения, игры для формирования движений и развития двигательных способностей.

Достаточная двигательная активность благотворно влияет на физическое развитие и здоровье ребенка. Для этого необходимо создать целесообразную предметно-игровую среду.

Важно, чтобы ежедневно дети могли самостоятельно активно двигаться под наблюдением воспитателя, который может в любую минуту помочь им.

Кроме того, с детьми второго года воспитатель два раза в неделю индивидуально или с небольшими группами (3 – 5 человек) проводит игры-занятия, подвижные игры. По утрам ежедневно проводится утренняя гимнастика (4 – 5 мин). Важное место отводится двигательной деятельности детей на открытом воздухе. Ежедневно во время прогулки воспитатель организует подвижные игры и физические упражнения.

Закаливающие процедуры приносят пользу лишь в том случае, если они проводятся систематически, т. е. ежедневно в одно и то же время.

Причем оздоровительный эффект может наблюдаться лишь через 3 – 6 месяцев. Закаливание может быть общим и местным; воздушным и водным. При закаливании обязателен индивидуальный подход к ребенку: учет его эмоционального и физического состояния, индивидуально-типологических особенностей. Все гигиенические и закаливающие процедуры, осуществляемые воспитателем, должны проводиться при эмоционально-положительном отношении к ним ребенка.

Ранний возраст – это возраст повышенного детского травматизма, поскольку у детей несовершенна координация движений и не сформированы навыки поведения в быту. Вблизи ребенка не должно быть предметов, потенциально опасных для его жизни и здоровья (острых, режущих, мелких, легко бьющихся предметов).

Необходимо предупреждать возможное падение детей (при спуске с лестницы, во время игры и т. п.). Каждый ребенок должен находиться в поле зрения воспитателя.

Для обеспечения чувства защищенности взрослые создают атмосферу психологического комфорта, формируют навыки адаптивного поведения и общения с окружающими, чтобы ребенок мог обратиться к взрослому за помощью в любой ситуации.